М. Туган-Барановский: социализм как кооперативный идеал
От марксизма — к этическому принципу в политэкономии.Автором наибольшего количества работ по проблематике социализма в российской экономической мысли начала ХХ в. был Михаил Иванович Туган-Барановский (1865 — 1919). Первый из российских марксистов доктор политэкономии за фундаментальный труд «Русская фабрика» (1898), он был активным участником полемики «неомарксистов» с народниками, в которой прослыл непоколебимым «экономическим материалистом».
Однако к началу ХХ в. Туган-Барановский, также как и его соратники по «турниру» с народниками С. Н. Булгаков и П. Б. Струве, эволюционировал к идеалистическому мировоззрению, хотя и не участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» и «Вехи» (более того, присоединился к авторам кадетского «антивеховского» сборника «Интеллигенция в России», 1910). Причиной стали не только и не столько острые расхождения с марксистами-«ортодоксами» (в дискуссии в журнале М. М. Филиппова «Научное обозрение»), сколько потеря молодой жены, журналистки и переводчицы Л. К. Давыдовой (1869 — 1900), запомнившейся современникам «ласковой женщиной с кроткими глазами». Супругов связывала глубокая духовная общность, и разверзшуюся эмоциональную впадину от утраты не могли заполнить ни спиритизм, ни переезд и общественная деятельность в провинции, ни новый вполне удачный брак Туган-Барановского. Отношение к «материалистическому пониманию истории», в котором стиралась проблема индивидуального человеческого существования, перевернулось. Возвратившись после трёхлетнего перерыва к научной работе, Туган-Барановский переоценивает экономические и социальные доктрины сквозь призму этической идеи верховенства и бесконечной ценности человеческой личности, обоснование которой находит в нравственной философии И. Канта и Ф. М. Достоевского. Туган-Барановский становится ведущим представителем этико-социального направления в российской политэкономии; он солидаризуется с идеями представителя неокантианства (т.н. марбургской школы) и одновременно кооперативного деятеля Ф.Штаудингера (1865 — 1921), ищет воплощения идеала самоценности человеческой личности в традициях «старого» утопического социализма, в теории и практике кооперативного движения.
Теория стоимости Туган-Барановского.Резюмируянравственную философию Канта — Достоевского в принципе верховенства человеческой личности, Туган-Барановский считал этот принцип центральным для всех наук об обществе, а его отражением в политэкономии — совмещение трудовой теории стоимости (ценности) и теории предельной полезности. С одной стороны, приравнивание разных видов труда «молчаливо» исходит из «руководящей этической идеи верховной ценности, и потому равноценности человеческой личности», с другой стороны, любое благо является ценностью не само по себе, а в оценке определяющего его субъективную полезность человека. Приняв принцип убывающей предельной полезности благ, Туган-Барановский пытался условными числовыми иллюстрациями доказать равенство предельных полезностей трудовым стоимостям для свободно воспроизводимых продуктов. Алгебраическое обоснование этой «теоремы Туган-Барановского» было предложено выпускником Киевского университета Н. А. Столяровым.
Отвергнув атеизм К. Маркса, Туган-Барановский принял религию не в форме какой-либо исторической конфессии, а как «непосредственное сознание, что всё конечное заключено в бесконечном, как временное в вечном».
С этих позиций Туган-Барановский порицал исторический материализм за игнорирование «идеальных мотивов человеческого поведения» и преувеличение роли экономического интереса и значения классовой борьбы.
Пятиуровневая шкала потребностей.Основные возражения против исторического материализма Туган-Барановский собрал в книге «Теоретические основы марксизма» (1905), где критиковал теорию Маркса за:
— отсутствие точного определения ключевых категорий («производительные силы», «общественный класс» и др.),
— абсолютизацию трудовой теории ценности;
— противопоставление «необходимых и не необходимых потребностей» и признание решающего значения в истории только за производством насущных предметов.
В стремлении «придать своей критике положительный характер» Туган-Барановский предложил обобщённую шкалу уровней человеческих потребностей, которая не была сколько-нибудь активно использована им самим и не была замечена современниками. Но она почти совпадает с получившую широкую известность в настоящее время классификацией, обоснованной американским психологом А. Маслоу (1908 — 1970):
1) физиологические потребности в непосредственном поддержании жизни и чувственных наслаждениях (Маслоу относит сюда и потребность в сексе);
2) половая потребность (несовпадение с Маслоу, который отдельно выделяет потребность в безопасности, защищённости);
3) симпатические потребности (потребности в общении и любви — Маслоу);
4) «эгоальтруистические» потребности в почестях, общественном одобрении, славе (потребности в самоуважении и признании — Маслоу);
5) потребности, не основанные на практическом интересе и связанные с высшими проявлениями познания истины, эстетического наслаждения, религиозного чувства (самоактуализация, трансцедентные или «пиковые» переживания по Маслоу).
Разграничение «генетических» и «телеологических» процессов в экономике.Для обоснования положения, что «мотивы и интересы отнюдь не хозяйственного рода оказали самое глубокое влияние на развитие хозяйства», Туган-Барановский обратился к этнологическому материалу, посвятив этому статью «Психические факторы общественного развития». Её название напоминало о книге американского социолога Лестера Ф. Уорда (1841 — 1915) «Психические факторы цивилизации», переведенной в 1897 г. на русский язык Л. К. Давыдовой.
Л. Ф. Уорд, первый президент Американского социологического общества, пришёл в социологию из естествознания (геология, палеоботаника) как сторонник эволюционизма Г. Спенсера, но, в противоположность последнему и некоторым другим биологизаторам, большее значение придавал психологической стороне социальной жизни. Уорд считал, что сила природных, происходящих на основе естественного отбора стихийных «генетических» процессов в обществе ограничивается «телическими», или «телеологическими»процессами, формирующимся на основе осознанного, целенаправленного, творческого стремления к прогрессу. «Телезис» в противоположность «генезису» выражает более сложные потребности, не связанные с биологической природой человека.
Уорд различал индивидуальный «телезис» и коллективный «телезис», в котором особую роль играет государство. Оно является продуктом естественного отбора в обществе, но обладает силой для ограничения негативных сторон свободной конкуренции, господства монополий и имущественного неравенства. Таким образом, в противоположность Спенсеру и Самнеру, Уорд был сторонником социальных реформ, среди которых особое значение придавал всеобщему образованию. Он поддерживал также профсоюзное движение.
В российской экономической мысли под воздействием Туган-Барановского сложилось противопоставление применительно к хозяйству процессов «генетических», выражающих стихийные тенденции рынка, и «телеологических», выражающихсознательное творчество людьми условий своей экономической жизни.
Кооперативный идеал.Порвав с марксистским материализмом и представлением о революционном «скачке» в социалистическое общество, Туган-Барановский сосредоточился по разработке «этического социализма», увязывающей кантианский императив верховенства личности с эволюционно-историческим подходом. Экономической формой, наиболее отвечающей требованиям «этического социализма», Туган-Барановский считал кооперацию, систематизируя опыт её проявлений, различных по масштабу, классовому характеру и успешности: производительных и домостроительных кооперативов, потребительских обществ, ссудосберегательных и сбытоснабженческих товариществ, «народных банков» и т.д. Одновременно Туган-Барановский изучал опыт различных социалистических и коммунистических экспериментов вплоть до религиозной общины духоборов.
Будучи профессором Петербургского политехнического института в Петербурге, Туган-Барановский приезжал в Москву для чтения лекций в центре подготовки кадров для русского кооперативного движения — Народном университете им. А. Л. Шанявского. Результатом стал обобщающий труд «Социальные основы кооперации» (1916). От «кооперативного идеала» Туган-Барановский отправлялся и в своей книге «Социализм как положительное учение» (1918), в котором прогнозировал дуалистическое сочетание принудительного коллективизма, способного силой вытеснить капитализм, и свободных кооперативных союзов, возникающих уже в рамках капиталистического хозяйства. В целом социалистический строй представлялся Туган-Барановскому системой, в которой государственные органы, муниципалитеты, профессиональные синдикаты и кооперативы выступают как своеобразные институты коллективных действий, регулирующие производство, обмен и распределение при сохранении семейно-домашних хозяйств. Туган-Барановский предусматривал такие институты и на надгосударственном уровне «мировых организаций» транспорта, связи и контроля над добычей неравномерно распределённого минерального сырья. Несмотря на стремление учёного к реалистичности, его конструкция осталась, однако, в целом умозрительной и утопичной; а произошедшие в России революционные изменения не только обернулись для Туган-Барановского преждевременной смертью, но и поставили его имя в число неприемлемых для новой власти «буржуазных экономистов».