Тема 28. Авторское право и права, смежные с авторскими

Цель занятия: составить представление о понятии и значении авторского и смежного права, источниках правового регулирования, объектах и субъектах авторского и смежного права, особенностях защиты авторских прав и прав, смежных с авторскими.

Вопросы:

1. Понятие и значение авторского права как подотрасли гражданского права. Источники авторского права.

2. Объекты авторского права: понятие, виды, условия охраноспособности. Субъекты авторского права.

3. Осуществление и защита авторских прав. Личные неимущественные и имущественные права авторов. Ограничения авторских прав.

4. Права, смежные с авторскими: понятие, источники правового регулирования, субъекты, объекты. Осуществление и защита.

Творческие задания

1. Составьте сравнительную таблицу личных неимущественных, исключительных и иных авторских прав по следующим параметрам: содержание права, возможность отчуждения, срок действия права.

2. Приведите по 3 примера правомерного и неправомерного использования объекта авторского права.

Письменные задания

1. ООО «ГлавСтрахКонтроль» является компанией, оказывающей правовые услуги физическим и юридическим лицам в сфере урегулирования страховых случаев.

В целях осуществления рекламы своей деятельности истец использует интернет-сайт, содержание которого (контент), по его мнению, является объектом авторского права, в том числе тексты, размещенные в разделах «Преимущества», «Как работаем», «Типовые ситуации».

ООО «Армада» также использует сайты в целях рекламы своих услуг, идентичных услугам, оказываемым ООО «ГлавСтрахКонтроль».

Общество, полагая, что конкурентом на указанных сайтах в составе текстов рубрик «Основные особенности нашей работы», «Типовые ситуации» были незаконно использованы названные произведения (тексты), обратился к юристу за консультацией о возможности судебной защиты своих авторских прав. Дайте консультацию по указанному вопросу от имени юриста. Каковы условия охраноспособности объектов авторского права?

2.Силин устроился на работу в ООО «Пилигрим–Алтай» на должность дизайнера. В его обязанности входили разработка макетов полиграфической и рекламной продукции, администрирование Интернет-ресурсов, принадлежащих работодателю, предназначенных для продвижения и продажи его услуг.

Поскольку трудовой договор в письменной форме с Силиным не был заключен, он уволился и потребовал от общества выплаты компенсации за нарушение его авторских прав. В суде Силин пояснил, что на сайте ООО «Пилигрим - Алтай» размещен рекламный видеоролик с использованием семи фотографий, автором которых он является, а также выставлена электронная версия журнала «Пилигрим Алтай» с размещением двух его авторских фотографий. При этом договор на использование фотографий с ним не заключали, вознаграждение не выплачивали.

Общество требования Силина не признало, ссылаясь на то, что фотографии были сделаны Силиным в период его работы в компании в ходе выездной фотосессии по заданию общества.

Кто прав в споре? Кто из сторон обладает личными неимущественными и исключительными правами на фотографии?

3. Агафонова, являясь специалистом по истории Кузбасса, заключила договор с издательством «Заря» на второе, юбилейное издание книги «Кузбасс – мой край родной», согласно которому она обязалась подготовить текст книги с учетом исторических событий последних 5 лет, прошедших с момента первого издания книги. Договором также предусматривались и другие изменения: переработка рисунков, цветность, расположение картинок, другая обложка.

Агафонова в установленный издательством срок подготовила и передала рукопись, а издательство, напечатав книгу тиражом 500 экз., стало реализовывать ее через книжные магазины. Посчитав, что реализация второго издания книги без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения является нарушением авторских прав, Агафона обратилась в суд с требованием об изъятии тиража из реализации.

Издательство против требований Агафоновой возражало, ссылаясь на то, что автор передала исключительные права на издание первой книги, а новое издание является не чем иным, как переизданием первоначальной книги.

Какое решение примет суд? Какой договор был заключен между автором и издательством? Кому принадлежат исключительные права на второе издание?

4. ООО «Новый диск» обратилось в суд к предпринимателю Карпукову с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на использование аудиовизуальных произведений – популярного анимационного сериала. В обоснование своих требований общество указало, что на основании заключенного между ООО «Смешарики» (лицензиар) и обществом с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа» (лицензиат) лицензионного договора от 01.04.2012г., лицензиар предоставил лицензиату исключительные права на использование анимационного сериала в форме продукции (экземпляров анимационного сериала, фильма, произведения).

По сублицензионному договору от 01.04.2012г. лицензиат на срок до 31.03.2020г. предоставил обществу (сублицензиату) имущественные права на указанные аудиовизуальные произведения. Карпуков же реализовывал без согласия правообладателя в торговом пункте DVD-диски, на которых содержались 20 выпусков анимационного сериала.

Суд частично удовлетворил требования общества, взыскав компенсацию в размере 10 тыс. руб., посчитав, что на дисках содержалось одно аудиовизуальное произведение – анимационный сериал.

Есть ли основания для обжалования решения суда? Каковы особенности аудиовизуальных произведений как объектов авторского права? Возможна ли передача лицензиатом права использования произведения третьим лицам?

Наши рекомендации