Хозяйственные партнерства

Федеральный закон «ОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПАРТНЕРСТВАХ» N 380-ФЗ от 0 3.12 2011 года.

По логике законодателя, хозяйственное партнерство должно выступать в роле проектной компании, которая будет использоваться при осуществлении инновационной (в том числе и венчурной) деятельности.

Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

5. Партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.

3. Договоры партнерства с кредиторами - субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства.

Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

2. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит реорганизации в соответствии с настоящим Федеральным законом или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

3. Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного настоящей частью предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Устав партнерства является учредительным документом партнерства. Устав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства.

В партнерстве образуется единоличный исполнительный орган партнерства (генеральный директор, президент и другие), избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, которые определяются уставом. Если такие порядок и срок не определены уставом, единоличный исполнительный орган партнерства избирается единогласным решением всех участников партнерства на весь срок деятельности партнерства. При учреждении партнерства единоличный исполнительный орган партнерства, являющийся постоянно действующим исполнительным органом партнерства, избирается решением учредителей партнерства. Функционирование партнерства без избранного в установленном порядке единоличного исполнительного органа партнерства не допускается. Сведения о единоличном исполнительном органе партнерства и о его изменении вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Иные органы партнерства, если их образование предусмотрено соглашением об управлении партнерством, не вправе действовать от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами. Единоличный исполнительный орган партнерства не может быть избран не из числа его участников. В качестве единоличного исполнительного органа партнерства выступает физическое лицо.

К числу ключевых особенностей хозяйственного партнерства можно отнести следующее:

· в отличие от ООО и ЗАО, хозяйственное партнерство не может быть создано одним лицом. Однако, в отличие от ОАО, для хозяйственного партнерства (так же, как и в ООО и ЗАО) установлен лимит участников – не более 50 лиц;

· в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, хозяйственное партнерство не может осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

· хозяйственное партнерство ограничено в своей правоспособности в том смысле, что оно не может выступать учредителем других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;

· в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, не установлен минимальный размер собственного капитала хозяйственного партнерства. При этом вкладом в капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций, эмитенты которых должны быть определены Федеральной службой по финансовым рынкам;

· Закон позволяет участникам хозяйственного партнерства максимально полно регламентировать свои внутрикорпоративные отношения путем заключения соглашения об управлении партнерством. Отметим, что соглашение об управлении партнерством в силу своей гибкости значительным образом отличается от договора об учреждении общества в ООО и акционерного соглашения в ЗАО и ОАО;

· подобно регулированию перехода права участия в ООО и ЗАО, в хозяйственном партнерстве установлено преимущественное право при отчуждении доли в складочном капитале;

· по сравнению с положениями законодательства ООО, ЗАО и ОАО, Закон не устанавливает четко структуру органов управления хозяйственным партнерством, регулируя только положение единоличного исполнительного органа. В силу прямого указания Закона, структура управления конкретного хозяйственного партнерства во многом устанавливается соглашением об управлении партнерством.

Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение – она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества – в ЗАО или ОАО).
Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России.
Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.
Законодатель видит хозяйственное партнерство как активного участника инновационной деятельности. Соответственно, очевидной становится необходимость обеспечения защиты IP-активов хозяйственного партнерства как проектной компании, без которых оно теряет свою потенциальную ценность. Поэтому законодатель предоставляет возможность участникам партнерства исполнить от имени партнерства обязательства партнерства, если в результате неисполнения партнерством своих обязательств потребуется обращение взыскания на IP-активы.
Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России.
Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием.
По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.
Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.
На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.
Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.
В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениямилиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

Наши рекомендации