Основные проблемы развития предпринимательства

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь (МП), тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.

Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

l отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

l пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

l нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

l сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

l неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

l отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

l нестабильность экономической ситуации в стране;

l недобросовестность крупного бизнеса;

l доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);

l правовая неграмотность самих предпринимателей;

l отсутствие явного развития производства;

l высокая планка единого социального налога (26%);

l недостаточность кадрового потенциала;

l длительное оформление документации, особенно на землю.

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Заключение

Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. В своей курсовой работе я постаралась показать, что свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейшее развитие экономических реформ в России.

В процессе исторического развития отношение и к фигуре предпринимателя и к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере роль последнего в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е гг. Именно тогда в развитых и ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Сегодня опыт США, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого и среднего бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

Готовя курсовую работу я убедилась, что за последние годы в России в сфере малого и среднего бизнеса тоже произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого бизнеса. На местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых форм, бизнес - инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов. Развитие малого и среднего бизнеса оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений. Мне кажется, очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.

Специфика поддержки малого бизнеса и состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого и среднего бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору.

Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.)

В конце курсовой работы можно добавить, что в нашей стране, иного пути кроме как к смешанной экономике нет. Опыт других стран мира практически не оставляет выбора: России нужна разновидность рыночного хозяйства, представляющая собой смешанную экономику, имеющую неповторимые российские особенности.

список используемых источников

1. Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – М. :Эксмо, 2010. – 224 с.

2. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с.

3. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.

4. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. – 2009. – №2

5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. – M., 2012. – 151 с.

6. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011 – 220 с.

7. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.

8. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.

9. http://mosmetod.ru/files/projects/urok_v_moskve/uroki/predprinimatelstvo/elements/3.jpg

10. http://www.newreferat.com/images/referats/9960/image004.gif

11. http://www.kazedu.kz/images/referats/a49/147797/1.jpeg

12. http://cs629311.vk.me/v629311672/805a/BQbSS7hFU5I.jpg

Наши рекомендации