Налоговая система и Налоговый кодекс РФ
Налоговая система- совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерацией и Налоговым кодексом РФ
Законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах называют налоговым законодательством(законодательством о налогах им сборах).
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога:
1) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
2) Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3) Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
4) Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
5) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство России. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Он состоит их двух частей1. В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах и сборах и последовательно установлены:
Вторая часть посвящена конкретным налогам и сборам.
Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Специальных режимов четыре:
1) упрощенная система налогообложения (УСН);
2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, или единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
2.2. Налоговый механизм: налоговое планирование, регулирование и налоговый контроль
Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм. Он включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления. Создание такого механизма включает стадии:
1) определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;
2) практического применения налогового механизма;
3) проверки соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений;
4) сбора информации, проведения контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;
5) анализа действующей налоговой системы, ее оценки и разработки предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.
Налоговый механизм - это совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
К элементам налогового механизма, относятся:
1. размеры ставок,
2. объем налоговых льгот,
3. долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет,
4. уровень собираемых налогов и т.д.
Всю сферу складывающихся отношений можно обеспечить через определенные организационные структуры и разграничить на следующие звенья:
1.Правовое регулирование и регламентированиесостоит в разработке и принятии законодательных актов по организации налогового регулирования, которое осуществляют органы государственной власти. Регламентирующими документами являются законы о налогах, закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие нормативные документы.
2.Налоговое планирование и прогнозированиевключает в себя: оценку хозяйственно-воспроизводственных ситуаций за истекший период; оценку перспектив хозяйственного развития; выработку концепций налогообложения; нормативное оформление налогового производства; утверждение бюджета по налогам.
3.Управление налогообложениемосуществляется аппаратом специалистов с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны — льготы и санкции.
4.Налоговым контролемпризнается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Налоговый механизм позволяет упорядочивать налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма.