Основы организации и деятельности потребительских обществ

АННОТАЦИЯ

В XX веке произошла смена логики социального поведения[1], увеличилась скорость циркуляции информации в обществе, данное явление получило название «закон времени». Следствием этого закона является необходимость осваивания любой структурой новой информации в темпе жизненных обстоятельств. В случае если структуры не осваивают новую информацию, они погибают, зачастую вместе с участниками.

Новым законом (Закон РФ от 19 июня 1992г. № 3085-1) о потребительской кооперации выделен самостоя­тельный вид потребительских кооперативов (некоммерческих органи­заций, на которые не распространяется действие Закона о некоммерче­ских организациях (ФЗ-№7 от 12 января 1996 года)) - потребительские общества, в число которых не вошли специализированные потребительские кооперативы: сельскохо­зяйственные, жилищные, гаражные, кредитные и др. Особенностями этих обществ являются широкий спектр видов деятельности и возмож­ность участия в них, наряду с гражданами, юридических лиц. Это дало возможность использовать в нашей стране, то что было ранее и распространенный в разви­тых странах хозяйственный механизм потребительского общества, объединяющего граждан и субъектов малого и большого бизнеса. В книге на основе практического опыта составителей деталь­но рассматриваются вопросы организации и работы потребительских обществ в современной России, а также даются рекомендации по ис­пользованию этой организационно-правовой формы. Анализируются основные правовые и экономические аспекты, отличающие потреби­тельские общества от других подобных организационно-правовых форм потребкоопераций, и воз­можности использования этих отличий в жизни граждан и хозяйствен­ной деятельности организаций.

В приложениях к книге приведены примеры документов, используе­мых при организации и деятельности потребительского общества.

Рекомендуется специалистам органов местного самоуправления , руко­водителям предприятий и организаций, индивидуальным предпринимате­лям, экономистам, финансистам, а также студентам и преподавателям социальных и экономических специальностей, а так же всем кто берет ответственность за управление в своей семье, стране и мире в целом.

Составители: Дьяченко К.П., Дьяченко В.П.

Общественная инициатива

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие экономические перемены в современной России сопровождаются коренной ломкой прежних плановых механизмов хо­зяйствования, заменой их «рыночными методами»[2]. Страна ищет путь, обеспечивающий реальную экономическую свободу для большинства людей.

При этом как перед гражданами, так и перед пред­приятиями и организациями (физическими и юридическими лицами), с особой остротой встали про­блемы защиты своих имущественных прав и интересов, эко­номии ресурсов и снижения издержек, противостояния поли­тическим и экономическим катаклизмам.

Экономика[3] не просто ориентируется на удовле­творение запросов конкретных потребителей. Само понятие «потребитель» поднимается с бытового уровня (потребитель розничной сети товаров и услуг) на политэкономический - по­требление с целью расширенного воспроизводства собствен­ных ресурсов для созданий условий для реализации обусловленного генетического потенциала.

Сейчас каждый человек является, в определенном смысле, предпринимателем. Потому и формы потребительской коопе­рации все в большей степени проникают из села в город. Про­исходит возрождение традиционной формы защиты имущест­венных прав граждан.

С появлением «рыночного» экономического законодательст­ва возникли и новые виды юридических лиц, обладающие зна­чительно большей правоспособностью, нежели социалистиче­ские предприятия и организации. Объем их правоспособности стал более приближенным к правоспособности физических лиц. Это нашло отражение в законодательстве, разрешающем юридических лицам учреждать или вступать пайщиками в по­требительские общества.

Восстанавливая целенаправленно[4] разрушенные в переходный период про­изводственно-технологические цепочки, многие хозяйствен­ные структуры для снижения расходов и издержек используют отдельные формы и механизмы, свойственные потребитель­ской кооперации: финансово промышленные группы, неком­мерческие партнерства, бартерный обмен, договора о выпуске продукции из давальческого сырья, различные вексельные схемы и взаимозачеты. Однако в таких цепочках остается мно­го зазоров, куда проникают посредники, паразитирующие[5] на хозяйственном обороте.

Существенным недостатком указанных финансово-экономических механизмов является то, что правовой режим имущества, находящегося в их обороте, остается прежним. В то же время, имеется комплексный механизм хозяйствования, автоматически решающей множество проблем благодаря со­вершенно другому правовому режиму собственности. Потре­бительское общество можно рассматривать как высшую форму кооперации предприятий и организаций, при которой основной имущественный оборот совершается внутри одного юридиче­ского лица. Это системное средство лечения системного забо­левания экономики для добронравных управленцев.

Нужно отметить, что в современной России бурно разви­вается множество традиционных и нетрадиционных форм по­требительской кооперации; потребительские кооперативы и общества, кредитные союзы, общества взаимного кредитова­ния и т.п.

Наряду с этим, как показали семинары, проводимые с представителями предприятий и организаций различного профиля и различных организационно-правовых форм, мно­гие финансово-экономические и правовые аспекты исполь­зования механизма потребительского общества, как систем­ного средства, разработаны, но используются на практике в узком кругу. В то" же время, модель потребительского обще­ства оказывается весьма полезной в широком масштабе как для решения задач устойчивого управления предприятия­ми, так и для развития малых форм бизнеса в современных российских условиях, где НИОКР устойчиво прогнозирует бескризисное развитие на благо общества в преемственности поколений.

В условиях, когда для любого производителя (он же и по­требитель) главной задачей является самосохранение, форма потребительского общества в наибольшей степени гарантирует право на воспроизводство собственных ресурсов не за допол­нительную плату государственным структурам и другим по­средникам, а просто по праву существования физического лица или госрегистрации юридического лица.

На первый взгляд, форма потребительского общества име­ет ограниченное применение: во - первых, потому, что лежит в основном в сфере чисто вещественного потребления и накоп­ления и мало применима к сфере капитала, а во - вторых, по­тому, что традиционные формы потребительской кооперации имеют замкнутый характер. Однако, главная функция любой сферы деятельности - воспроизводство - лежит именно в ве­щественной плоскости. А накопление в денежной форме имеет скорее спекулятивную природу[6]. Авторским коллективом сделана попытка разра­ботать, на имеющейся правовой базе традиционной потреби­тельской кооперации, правовые и финансовые механизмы, по­зволяющие превратить потребительское общество в более от­крытую форму хозяйствования.

В настоящей работе изложен в определенной степени но­вый взгляд на потребительское общество, учитывающий тен­денции его различных форм в России и за рубежом и основан­ный на собственном опыте разработки и внедрения экономико-финансовых механизмов работы потребительских обществ в различных сферах деятельности. Многие положения, пред­ставленные во второй главе книги, прошли апробацию через постоянно действующий семинар для руководителей финансо­во-экономических[7] и юридических служб предприятий и орга­низаций и приняты к практическому использованию в хозяйст­венной деятельности.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

1.1. Правовые основы деятельности потребительских об­ществ

Наши рекомендации