Основы организации и деятельности потребительских обществ
АННОТАЦИЯ
В XX веке произошла смена логики социального поведения[1], увеличилась скорость циркуляции информации в обществе, данное явление получило название «закон времени». Следствием этого закона является необходимость осваивания любой структурой новой информации в темпе жизненных обстоятельств. В случае если структуры не осваивают новую информацию, они погибают, зачастую вместе с участниками.
Новым законом (Закон РФ от 19 июня 1992г. № 3085-1) о потребительской кооперации выделен самостоятельный вид потребительских кооперативов (некоммерческих организаций, на которые не распространяется действие Закона о некоммерческих организациях (ФЗ-№7 от 12 января 1996 года)) - потребительские общества, в число которых не вошли специализированные потребительские кооперативы: сельскохозяйственные, жилищные, гаражные, кредитные и др. Особенностями этих обществ являются широкий спектр видов деятельности и возможность участия в них, наряду с гражданами, юридических лиц. Это дало возможность использовать в нашей стране, то что было ранее и распространенный в развитых странах хозяйственный механизм потребительского общества, объединяющего граждан и субъектов малого и большого бизнеса. В книге на основе практического опыта составителей детально рассматриваются вопросы организации и работы потребительских обществ в современной России, а также даются рекомендации по использованию этой организационно-правовой формы. Анализируются основные правовые и экономические аспекты, отличающие потребительские общества от других подобных организационно-правовых форм потребкоопераций, и возможности использования этих отличий в жизни граждан и хозяйственной деятельности организаций.
В приложениях к книге приведены примеры документов, используемых при организации и деятельности потребительского общества.
Рекомендуется специалистам органов местного самоуправления , руководителям предприятий и организаций, индивидуальным предпринимателям, экономистам, финансистам, а также студентам и преподавателям социальных и экономических специальностей, а так же всем кто берет ответственность за управление в своей семье, стране и мире в целом.
Составители: Дьяченко К.П., Дьяченко В.П.
Общественная инициатива
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие экономические перемены в современной России сопровождаются коренной ломкой прежних плановых механизмов хозяйствования, заменой их «рыночными методами»[2]. Страна ищет путь, обеспечивающий реальную экономическую свободу для большинства людей.
При этом как перед гражданами, так и перед предприятиями и организациями (физическими и юридическими лицами), с особой остротой встали проблемы защиты своих имущественных прав и интересов, экономии ресурсов и снижения издержек, противостояния политическим и экономическим катаклизмам.
Экономика[3] не просто ориентируется на удовлетворение запросов конкретных потребителей. Само понятие «потребитель» поднимается с бытового уровня (потребитель розничной сети товаров и услуг) на политэкономический - потребление с целью расширенного воспроизводства собственных ресурсов для созданий условий для реализации обусловленного генетического потенциала.
Сейчас каждый человек является, в определенном смысле, предпринимателем. Потому и формы потребительской кооперации все в большей степени проникают из села в город. Происходит возрождение традиционной формы защиты имущественных прав граждан.
С появлением «рыночного» экономического законодательства возникли и новые виды юридических лиц, обладающие значительно большей правоспособностью, нежели социалистические предприятия и организации. Объем их правоспособности стал более приближенным к правоспособности физических лиц. Это нашло отражение в законодательстве, разрешающем юридических лицам учреждать или вступать пайщиками в потребительские общества.
Восстанавливая целенаправленно[4] разрушенные в переходный период производственно-технологические цепочки, многие хозяйственные структуры для снижения расходов и издержек используют отдельные формы и механизмы, свойственные потребительской кооперации: финансово промышленные группы, некоммерческие партнерства, бартерный обмен, договора о выпуске продукции из давальческого сырья, различные вексельные схемы и взаимозачеты. Однако в таких цепочках остается много зазоров, куда проникают посредники, паразитирующие[5] на хозяйственном обороте.
Существенным недостатком указанных финансово-экономических механизмов является то, что правовой режим имущества, находящегося в их обороте, остается прежним. В то же время, имеется комплексный механизм хозяйствования, автоматически решающей множество проблем благодаря совершенно другому правовому режиму собственности. Потребительское общество можно рассматривать как высшую форму кооперации предприятий и организаций, при которой основной имущественный оборот совершается внутри одного юридического лица. Это системное средство лечения системного заболевания экономики для добронравных управленцев.
Нужно отметить, что в современной России бурно развивается множество традиционных и нетрадиционных форм потребительской кооперации; потребительские кооперативы и общества, кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п.
Наряду с этим, как показали семинары, проводимые с представителями предприятий и организаций различного профиля и различных организационно-правовых форм, многие финансово-экономические и правовые аспекты использования механизма потребительского общества, как системного средства, разработаны, но используются на практике в узком кругу. В то" же время, модель потребительского общества оказывается весьма полезной в широком масштабе как для решения задач устойчивого управления предприятиями, так и для развития малых форм бизнеса в современных российских условиях, где НИОКР устойчиво прогнозирует бескризисное развитие на благо общества в преемственности поколений.
В условиях, когда для любого производителя (он же и потребитель) главной задачей является самосохранение, форма потребительского общества в наибольшей степени гарантирует право на воспроизводство собственных ресурсов не за дополнительную плату государственным структурам и другим посредникам, а просто по праву существования физического лица или госрегистрации юридического лица.
На первый взгляд, форма потребительского общества имеет ограниченное применение: во - первых, потому, что лежит в основном в сфере чисто вещественного потребления и накопления и мало применима к сфере капитала, а во - вторых, потому, что традиционные формы потребительской кооперации имеют замкнутый характер. Однако, главная функция любой сферы деятельности - воспроизводство - лежит именно в вещественной плоскости. А накопление в денежной форме имеет скорее спекулятивную природу[6]. Авторским коллективом сделана попытка разработать, на имеющейся правовой базе традиционной потребительской кооперации, правовые и финансовые механизмы, позволяющие превратить потребительское общество в более открытую форму хозяйствования.
В настоящей работе изложен в определенной степени новый взгляд на потребительское общество, учитывающий тенденции его различных форм в России и за рубежом и основанный на собственном опыте разработки и внедрения экономико-финансовых механизмов работы потребительских обществ в различных сферах деятельности. Многие положения, представленные во второй главе книги, прошли апробацию через постоянно действующий семинар для руководителей финансово-экономических[7] и юридических служб предприятий и организаций и приняты к практическому использованию в хозяйственной деятельности.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
1.1. Правовые основы деятельности потребительских обществ