Торговля. товарные биржи
Торговля – отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также совокупность связанных с этим процессов: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
В узком смысле торговлей называют переговорный процесс прихода к соглашению о существенных условиях сделки.
Торговля как вид деятельности относится к посредническим услугам, она рассматривается как вспомогательное звено при движении товаров от производителей к покупателям.
Выделяют оптовую и розничную, внутреннюю и внешнюю торговлю. Торговля между странами (международная торговля) делится на импорт и экспорт.
Оптовая торговля – форма торговой деятельности, когда каждый покупатель идентифицируется. В противоположность оптовой торговле существует розничная торговля, когда покупатель не идентифицируется. Это не торговля партиями товара, как многие думают. Торговля партиями товара – частный случай оптовой торговли, когда имеет место продажа партии. Но это неправильно. Исходя из этого, следует, что понятия «оптовая торговля» и «оптовая цена» никак не связаны между собой. Оптовая цена – цена за партию товара, цена с учётом скидки при приобретении партии товара.
Более общее определение говорит, что оптовая торговля это торговля товарами и услугами для целей ведения бизнеса (для производства, для потребления или для перепродажи), а не для конечного пользователя. Чаще всего, товар, покупаемый у оптового продавца, предназначен для последующей перепродажи, но не нужно забывать и о двух других вариантах. Оптовая торговля не является посредником между производителем и розничной торговлей.
Понятие оптовой торговли существует только благодаря существованию розничной торговли, как её противоположности. Исходя из этого в законодательстве введены разные правила налогообложения этих форм торговли: оптовой и розничной.
Розничная торговля – (от «разрозненно») – продажа товаров (услуг) небольшим количеством, штучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли.
Объектом розничной торговли является покупатель (не важно, конечный или приобретший товар (услугу) для перепродажи).
Субъектом розничной торговли является продавец.
Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
Исходя из того, что реализация в розницу ведётся через предприятия розничной торговли, которые требуют содержания торговых площадей, обширного штата работников, большого количества товаров в наличии в зале и на складе, стоимость продукции возрастает. Для покрытия издержек и извлечения прибыли применяется торговая наценка (маржа). Величина торговой наценки регулируется общим состоянием рынка или государственным регулированием цен (на некоторые категории товаров и услуг). На товары (услуги), не входящие в категорию регулируемых государством, наценка в среднем, может составлять от 30% до 200% и более.
Торговый обмен обычно производится через посредство денег, но существует и безденежная торговля – непосредственный обмен товарами, бартер.
Основные функции торговли:
- реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку для воспроизводства совокупного общественного продукта и связывает производство с потреблением;
- доведение предметов потребления до потребителей. Именно за счёт торговли происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, причём в торговле продолжаются процессы производства в сфере обращения (а именно – транспортировка, хранение);
- поддержание баланса между предложением и спросом. Одновременно торговля активно воздействует на производство в вопросах объёма и ассортимента производимых товаров;
- сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и т. п.;
- функции, связанные с внедрением маркетинга, а именно: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, разработка товара и т. п.
Значение торговли. Торговля – одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней людей, так и по объёму деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.
В ней объединены предприятия оптовой, розничной торговли и общественного питания. Она дала рабочие места и средства многим из тех, кто выпал из разрушенного народного хозяйства в 1990-е годы, сыграв тем самым большую социальную роль в жизни общества. По данным Госкомстата в настоящее время только в России в торговле занято 4 млн. человек. Около 80% предприятий торговли – это малые предприятия численностью 30-50 человек. Далее идут средние и крупные предприятия – супермаркеты, универмаги, специализированные магазины, а также фирменные магазины при предприятиях и прочие. Кроме того, существуют и внемагазинные формы розницы киоски, продажа через торговых агентов, посылочная торговля, оптово-розничные рынки.
Торговля сегодня – это срез состояния общества, на котором видны все его проблемы, потребности в материальных благах.
Торговлю нередко называют барометром экономического развития. И это в определённой мере так, поскольку не может быть хорошей торговли при плохой экономике. Ведь на торговле замыкается деятельность всех отраслей экономики, работающих на человека, которому не важны ни сами по себе темпы роста и объёма производства тех или иных товаров, ни проценты выполнения плановых заданий, а именно те товары, которые он видит в магазине и может купить.
Только у прилавка окончательно выясняется, насколько хорошо или плохо удовлетворяется его потребности в товарах необходимого ему качества и ассортимента, именно здесь отражаются успехи и недостатки производства. И именно здесь покупатель своим рублём даёт справедливую и реальную оценку товаропроизводителю.
Торговля – это значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны или региона.
Товарная биржа – постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определённым правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.
Высшим органом управления биржей (после общего собрания членов-учредителей) является специальный выборный орган (совет директоров, совет управляющих), которому подчиняются комитеты, исполнительная дирекция, наёмный персонал.
По мере развития рыночной экономики, совершенствования транспорта, создания современных средств связи число товарных бирж сокращалось. Одновременно происходил процесс сокращения количества видов товаров, продаваемых и покупаемых на биржах. Если в период расцвета бирж на них обращалось более 200 видов товаров, то в настоящее время – около 100.
Биржевой товар (коммодити) – товары, активно перепродаваемые на организованных рынках. Особенностью таких товаров является стандартность потребительских свойств, взаимозаменяемость, хранимость, транспортируемость, дробимость партий. Конкретные экземпляры таких товаров являются легко взаимозаменяемыми (или качественно однородными) и практически не имеет значения, кто, где и как их произвёл (нефть, бумага, молоко, медь и т. д.). Обычно основная торговля такими товарами концентрируется на товарных биржах, в том числе в форме товарных деривативов – контракта, по которому стороны получают право или берут обязательство выполнить некоторые действия в отношении базового актива. Большая часть биржевых товаров – это сырьё.
Важной особенностью биржевых товаров является механизм ценообразования. На бирже формируются условия, близкие к идеальной конкуренции. Цена на такие товары зависит в первую очередь от глобального спроса и предложения.
В настоящее время на товарных биржах в мире продаётся около 100 биржевых товаров. На их долю приходится около 20 % международной торговли. Эти товары можно условно объединить в следующие группы: энергетическое сырьё, цветные и драгоценные металлы, зерновые, маслосемена и продукты их переработки, живые животные и мясо, пищевкусовые товары, текстильное сырьё, промышленное сырьё
Виды бирж.В зависимости от номенклатуры товаров, продаваемых и покупаемых на бирже, их можно разделить на универсальные и специализированные.
Самые крупные по объёму совершаемых сделок международные товарные биржи (МТБ) являются универсальными. Например, в Чикагской торговой палате торгуют пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, соевым шротом, соевым маслом, золотом, серебром, ценными бумагами. На Чикагской товарной бирже – крупным рогатым скотом, живыми свиньями, беконом, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, иностранной валютой.
Для специализированных бирж характерна более узкая товарная специализация, в основном по группам товаров. К таким биржам относятся, например, Лондонская биржа металлов, специализирующаяся на цветных металлах: медь, алюминий, никель, олово, свинец, цинк, серебро; Нью-Йоркская биржа кофе, сахара и какао; Нью-Йоркская биржа хлопка и т. п.
Функции товарной биржи.Международные товарные биржи (МТБ), являющиеся признанными центрами мировой торговли тем или иным товаром, выполняют следующие основные функции:
- ежедневное установление цены на товар (Pricing). Результаты торгов на МТБ становятся моментально известны во всем мире благодаря современным средствам связи и информации. Таким образом, цены МТБ являются индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент в мире.
- хеджирование (Hedging). Это форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем. Хеджирование является одной из первейших функций биржи уже более ста лет.
- гарантия поставки товара (гарантия исполнения обязательств по контракту) (Delivery). Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара, имеющегося на складах биржи, а также созданием специальной системы расчётов, принятием законодательства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны государственных органов.
Наряду с выполнением своих основных функций, имеющих очень важное значение для мировой торговли конкретными товарами, биржи являются институтом рыночной экономики, который предоставляет следующие возможности для участников рыночных отношений:
– игра на разнице цен (спекулятивные операции);
– возможность инвестирования капитала в биржевые активы;
– арбитражные операции;
– финансирование.