XI. Ответственность за нарушения порядка осуществления ремесленной деятельности
Законом Республики Беларусь от 16.05.2006 N 110-З в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) была введена статья 23.68 «Нарушение порядка осуществления ремесленной деятельности»:
Статья 23.68. Нарушение порядка осуществления ремесленной деятельности Реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг физическими лицами, осуществляющими предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, без уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет и (или) привлечение к указанной деятельности иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам - влекут наложение штрафа в размере пяти базовых величин. |
Как следует из диспозиции указанной статьи, состав правонарушения могут образовывать следующие действия, осуществляемые ремесленниками:
- реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг без уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет;
- привлечение к ремесленной деятельности иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Санкция статьи 23.68 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере 5 (пяти) базовых величин.
В соответствии со статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту – ПИКоАП), протоколы об административных правонарушениях по статье 23.68 имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел и налоговых органов.
Соответственно, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.68 КоАП:
- органы внутренних дел, если протокол о совершении административного правонарушения был составлен должностными лицами органов внутренних дел (статья 3.6 ПИКоАП);
- налоговые органы, если протокол о совершении административного правонарушения был составлен должностными лицами налоговых органов (статья 3.13 ПИКоАП).
Лицам, осуществляющим ремесленную деятельность на основании уплаченного ими сбора, следует также помнить о том, что частью 8 статьи 12.17. КоАП «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» предусмотрена административная ответственность за реализацию товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до трех базовых величин.
В соответствии со статьей 3.30 ПИКоАП, протоколы об административных правонарушениях по части 8 статьи 12.17. КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел, а также органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.
Рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 12.17 КоАП административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе (ст.3.4 ПИКоАП).
В случае если физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, под видом ремесленной деятельности будет осуществлять изготовление и реализацию товаров, выполнять работы или оказывать услуги, не перечисленные в Указе № 225, и при этом такая деятельность будет обладать признаками предпринимательской деятельности, - данные действия могут быть расценены контролирующими органами, как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7. КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность». При этом не имеет значение, уплатило ли такое лицо сбор за осуществление ремесленной деятельности с постановкой на учет в налоговом органе или нет.
Определение предпринимательской деятельности было дано в разделе I настоящего пособия, обратим лишь только внимание на то, что для органа, ведущего административный процесс, и судьи, рассматривающего соответствующее административное дело, решающее значение будут иметь ответы на следующие вопросы:
-совершал ли гражданин активные действия от своего имени в сфере гражданского оборота в виде изготовления товаров для их последующей продажи, выполнения работ или оказания услуг;
- относятся ли данные товары (работы, услуги) к установленным законодательством видам ремесленной деятельности;
- можно ли усмотреть в этих действиях направленность на систематическое получение дохода;
- отсутствовала ли у гражданина цель изготовить, переработать или приобрести вещь (исполнить работу, оказать услугу) для себя лично, для своего домашнего хозяйства, для своих близких родственников.
Ответственность по части 1-1 статьи 12.7 КоАП влечет осуществление предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, если в этом деянии нет состава преступления. Санкция данной статьи достаточно жесткая и предусматривает наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Следует отметить, что в отдельных случаях продажа вещей может не образовывать состав незаконной предпринимательской деятельности, если количество, ассортимент вещей, иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности на систематическоеполучение дохода. Так, при выявлении единичного случая реализации физическим лицом с рук,лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством, товаров, не перечисленных в Указе № 225, к нему могут быть применены меры административной ответственности по части 8 статьи 12.17. И только в совершении неоднократных действий, направленных на систематическое получение прибыли, в том числе от реализации товаров в местах, запрещенных законодательством, усматриваются признаки осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, в случае совершения указанных действий повторно в течение года после привлечения к ответственности по части 8 статьи 12.17 КоАП физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1-1 статьи 12.7 КоАП. Данный вывод содержится в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.02.2011 N 10-15/465 "Об административной ответственности".
Таким образом, именно систематичность (неоднократность, повторность) осуществления действий, направленных на получение дохода, будет являться решающим признаком для уполномоченного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении.