Правовая охрана фирменных наименований
Нет легального определения фирменного наименования.
В доктрине, фирменное наименование – наименование, под которым ЮЛ выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников оборота.
Структура фирменного наименования:
· Основная часть или корпус фирмы – указание на организационно-правовую форму, тип, а в отдельных случаях на принадлежность.
· Вспомогательная часть (добавления).
ü Обязательные добавления (специальное название или условное обозначение)
ü Факультативные добавления (иные добавления, в частности, указание на род деятельности)
Задача фирменного наименования: индивидуализация участников гражданского оборота.
Требования к фирменному наименованию (принципы фирмы):
1. Принцип истинности фирмы – фирменное наименование должно правдиво отражать правовое положение участников оборота и не вводить в заблуждение иных субъектов (п. 2, 4 ст. 1473).
2. Принцип исключительности фирмы – фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых фирменных наименований (п. 3 ст. 1474). Инф. ВАС № 122 (п. 16-18) – рассматривается ряд ситуаций, где имеют место наименования, сходные до степени смешения. Есть еще дополнительный критерий: такое использование фирменного наименования, если указанные ЮЛ осуществляют аналогичную деятельность. Поэтому даже при полной идентичности наименований, но разной сферы деятельности нарушений не будет.
3. Принцип постоянства фирмы – сохранение неизменности фирменного наименования в течение всего времени, пока использующий его предприниматель сохраняет свой статус. Никакой коллизии между разными принципами фирмы существовать не может, поэтому если меняется организационно-правовая форма, то нужно менять наименование. Это ограничение на произвольную, ничем не обусловленную, частую на протяжении небольшого промежутка времени смену наименования.
Субъектом права на фирменное наименование может выступать только юридическое лицо (коммерческая организация). Пост. № 5/29, п. 58.2: наименование некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации, и на них не распространяется действие главы 76.
Сущность права на фирменное наименование заключается в гарантированной возможности для соответствующего субъекта использовать соответствующее обозначение, выступать в обороте под данным фирменным наименованием. Примерный перечень возможностей его использования в ст. 1474.
Фирменное наименование носит исключительный характер и исключительность состоит в том, что субъект обладает монополией на реализацию тех правовых возможностей, которые заложены в фирменном наименовании. Ввиду исключительного характера права на фирменное наименование, обладатель этого права может защищать свое право, в том числе путем прекращения деятельности соответствующих лиц, в том числе требовать изменения наименования. Защищаться должны права того ЮЛ, кто был зарегистрирован раньше. Пост. № 5/29, п. 59: если более раннее изменило сферу деятельности на сферу деятельности более позднего, все равно защищается более раннее. Очевидный плюс решения: оно базируется на предписаниях действующего законодательства, соответствует общемировым стандартам.
Право на фирменное наименование характеризуется бессрочным, абсолютным, неотчуждаемым (любое распоряжение этим правом, в том числе право на использование, принципиально невозможно) характером.
Право на фирменное наименование имеет экстерриториальную сферу охраны – ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности. В прямом противоречии с положениями Парижской конвенции находится п. 1 ст. 1475, но нормы международных актов имеют преимущественную силу. П. 61 Пост. № 5/29: попытка выхода из сложившейся ситуации.
Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Правовой режим обоих обозначений во многом совпадает.
Критерии охраноспособности:
ü Товарным знаком или знаком обслуживания может выступать только условное обозначение.
ü Новизна товарного знака, что отнюдь не означает, что это должен быть неологизм. Новым будет считаться такое условное обозначение, которое не является тождественным или сходным до степени смешения с иными объектами интеллектуальной собственности, охраняемыми на территории РФ. Речь идет об относительной новизне, т.е. новизне в отношении однородных товаров. Ниццкое (Nice) соглашение – классификация классов (45) товаров. Правила составления и подачи заявки на товарный знак, где в п. 14.4.3 прямо указано, как выявлять однородность товара. П. 13 Инф. ВАС № 122: вопрос о сходстве до степени смешения должен быть разрешен судом с позиции рядового потребителя. Одним из доказательств сходства могут выступать соцопросы. Специальных знаний решение этого вопроса не требует, это вопрос факта, который может быть разрешен без назначения экспертизы. Под тождественным понимается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с объектом охраны. Сходное до степени смешения – если ассоциируется со всем обозначением в целом, несмотря на отдельные отличия. Правила регистрации товарного знака – приказ Роспатента № 32 2003 года – параметры, по которым выделяется сходство до степени смешения. Новизна должна наличествовать на дату приоритета: дата приоритета определяется по дате поступления заявки в Роспатент (общее правило, есть иные возможные варианты определения приоритета).
ü Различительная способность. Нельзя общепринятыми терминами, общераспространенными словами и символами обозначать.
ü Регистрация в качестве товарного знака. Осуществляется Роспатентом.