Правовая среда развития агробизнеса

Агробизнес и его участники действуют в рамках правовой среды, которую составляет набор правовых актов, регулирую­щих деятельность субъектов предпринимательства. Изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предпринима­тельских структур, могут поощрять или, наоборот, угнетать оп­ределенные направления предпринимательства. Например, пе­ремены в законодательных актах и занятости могут усложнить или облегчить процесс увольнения работников предприятия.

Отдельные виды законодательных актов, которые принима­ет Национальное собрание Республики Беларусь, часто являют­ся следствием политической обстановки и давления групп депу­татов (отражают мнения отдельных партий, общественно-поли­тических и культурных течений). Например, повышенный ин­терес к окружающей среде привел к созданию партии "зеле­ных" и "экологов" и принятию законов контроля за предприя­тиями, загрязняющими окружающую среду.

Болезненной для предпринимательства (малого и среднего бизнеса) является проблема высокого налогообложения. Так, налоговые станки в Республике Беларусь (по данным Европей­ского банка реконструкции и развития) на 25—30 % выше, чем и соседних странах.

Высокое налогообложение имеет для предпринимательства и в целом для экономики Республики Беларусь ряд крайне тя­желых последствий:

♦ предприниматели (в том числе и в агробизнесе) стали скрывать действительные доходы, переводя часть своей дея­тельности в "теневую" и "полутеневую" экономику. Так, в ито­ге опроса (НАН Беларуси) выяснилось, что 19 крупных бизнес­менов, ориентированных на честную законопослушную дея­тельность, в 1990—1991 гг., когда налогообложение предпри­нимателей было щадящим, сокрыли свои доходы более чем на 20 % от их общей суммы. Некоторые бизнесмены считали утаи­вание доходов неэтичным. В середине 90-х гг. ситуация резко ухудшилась в результате принятия жесткой системы налогооб­ложения, целью которой было изъятие валютных средств у предпринимателей для погашения задолженности за нефть и газ, поставляемые из России;

♦ высокий уровень налогообложения предпринимательских доходов усиленно подталкивал отечественных предпринимате­лей к вывозу своих капиталов за рубеж. В данном направлении действовали и принятые постановления правительства (№ 456 от 29.11.1991 г.; № 184 от 30.03.1993 г. и ряд других). Указанные документы требовали декларирования практически любых ин­вестиций, а это сопровождалось получением большого количес­тва справок (отсутствие недоимок по налогам, задолженности по энерго-, теплоносителям и т.д.), что требовало больших затрат времени и средств;

♦ высокое налогообложение заставляло поднимать уровень реализационных цен, что в свою очередь приводило к резкому снижению конкурентоспособности продукции и предприятий белорусских предпринимателей.

Технологическая среда и ее роль в развитии агробизнеса

Технологическая среда — совокупность существующих техно­логий и техники, достижений научно-технического прогресса, ко­торые воздействуют на организацию и эффективность предприни­мательской деятельности. Она отражает уровень научно-техни­ческого развития в бизнесе. Нынешняя технология весьма расто­чительна по отношению к использованию энергетических ресур­сов, так как необходимые формы и свойства предмету труда до сих пор придаются механическим воздействием на него (резание, шлифование, сверление и т.д.) при помощи различных устарев­ших орудий труда. Это сдерживает рост его производительности на предприятиях и в фирмах.

Применяемые в настоящее время технологии производства, как правило, вызывают большие отходы обрабатывае­мого сырья (металла, химических веществ, сельскохозяй­ственной продукции и т.д.).

Низкий уровень механизации и автоматизации техноло­гических процессов содействует нерациональному использованию имеющейся рабочей силы. Резко возрастает потребность в ней на производстве, которая не может быть обеспечена в условиях снижения рождаемости населения. Повыше­ние уровня механизации и автоматизации в промышленных, сельскохозяйственных и торговых операциях приводит к уменьшению спроса на рабочую силу. Это непосредственно повлияет на уровень занятости населения и заработной платы.

Применяемые ныне технологии в производстве обусловли­вают относительно невысокую конкурентоспособность наших товаров (низкое качество, высокая себестоимость) и предприя­тий. Использование новых технологий (биотехнология, робототехнические, электронные, гибкие автоматизированные производства и т.д.) приведет к повышению конкурентоспособ­ности или ее снижению. Последнее может произойти в случае, если конкурент добьется успеха в их разработке и использова­нии.

Таким образом, технологическая среда является одним из основных факторов развития предпринимательства во всех от­раслях деятельности человека.

Наши рекомендации