Правовая среда развития агробизнеса
Агробизнес и его участники действуют в рамках правовой среды, которую составляет набор правовых актов, регулирующих деятельность субъектов предпринимательства. Изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предпринимательских структур, могут поощрять или, наоборот, угнетать определенные направления предпринимательства. Например, перемены в законодательных актах и занятости могут усложнить или облегчить процесс увольнения работников предприятия.
Отдельные виды законодательных актов, которые принимает Национальное собрание Республики Беларусь, часто являются следствием политической обстановки и давления групп депутатов (отражают мнения отдельных партий, общественно-политических и культурных течений). Например, повышенный интерес к окружающей среде привел к созданию партии "зеленых" и "экологов" и принятию законов контроля за предприятиями, загрязняющими окружающую среду.
Болезненной для предпринимательства (малого и среднего бизнеса) является проблема высокого налогообложения. Так, налоговые станки в Республике Беларусь (по данным Европейского банка реконструкции и развития) на 25—30 % выше, чем и соседних странах.
Высокое налогообложение имеет для предпринимательства и в целом для экономики Республики Беларусь ряд крайне тяжелых последствий:
♦ предприниматели (в том числе и в агробизнесе) стали скрывать действительные доходы, переводя часть своей деятельности в "теневую" и "полутеневую" экономику. Так, в итоге опроса (НАН Беларуси) выяснилось, что 19 крупных бизнесменов, ориентированных на честную законопослушную деятельность, в 1990—1991 гг., когда налогообложение предпринимателей было щадящим, сокрыли свои доходы более чем на 20 % от их общей суммы. Некоторые бизнесмены считали утаивание доходов неэтичным. В середине 90-х гг. ситуация резко ухудшилась в результате принятия жесткой системы налогообложения, целью которой было изъятие валютных средств у предпринимателей для погашения задолженности за нефть и газ, поставляемые из России;
♦ высокий уровень налогообложения предпринимательских доходов усиленно подталкивал отечественных предпринимателей к вывозу своих капиталов за рубеж. В данном направлении действовали и принятые постановления правительства (№ 456 от 29.11.1991 г.; № 184 от 30.03.1993 г. и ряд других). Указанные документы требовали декларирования практически любых инвестиций, а это сопровождалось получением большого количества справок (отсутствие недоимок по налогам, задолженности по энерго-, теплоносителям и т.д.), что требовало больших затрат времени и средств;
♦ высокое налогообложение заставляло поднимать уровень реализационных цен, что в свою очередь приводило к резкому снижению конкурентоспособности продукции и предприятий белорусских предпринимателей.
Технологическая среда и ее роль в развитии агробизнеса
Технологическая среда — совокупность существующих технологий и техники, достижений научно-технического прогресса, которые воздействуют на организацию и эффективность предпринимательской деятельности. Она отражает уровень научно-технического развития в бизнесе. Нынешняя технология весьма расточительна по отношению к использованию энергетических ресурсов, так как необходимые формы и свойства предмету труда до сих пор придаются механическим воздействием на него (резание, шлифование, сверление и т.д.) при помощи различных устаревших орудий труда. Это сдерживает рост его производительности на предприятиях и в фирмах.
Применяемые в настоящее время технологии производства, как правило, вызывают большие отходы обрабатываемого сырья (металла, химических веществ, сельскохозяйственной продукции и т.д.).
Низкий уровень механизации и автоматизации технологических процессов содействует нерациональному использованию имеющейся рабочей силы. Резко возрастает потребность в ней на производстве, которая не может быть обеспечена в условиях снижения рождаемости населения. Повышение уровня механизации и автоматизации в промышленных, сельскохозяйственных и торговых операциях приводит к уменьшению спроса на рабочую силу. Это непосредственно повлияет на уровень занятости населения и заработной платы.
Применяемые ныне технологии в производстве обусловливают относительно невысокую конкурентоспособность наших товаров (низкое качество, высокая себестоимость) и предприятий. Использование новых технологий (биотехнология, робототехнические, электронные, гибкие автоматизированные производства и т.д.) приведет к повышению конкурентоспособности или ее снижению. Последнее может произойти в случае, если конкурент добьется успеха в их разработке и использовании.
Таким образом, технологическая среда является одним из основных факторов развития предпринимательства во всех отраслях деятельности человека.