Направлений и жанров конкурсных работ
Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ
5.1. Общая тематика Конкурса:
биография и творчество российских поэтов и писателей, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году;
литературные произведения - юбиляры 2015 года;
70-летие Победы в Великой Отечественной войне;
история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.
5.2. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
5.3. Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
5.4. Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса осуществляет самостоятельно.
Требования к оформлению конкурсных сочинений
Участник Всероссийского конкурса сочинений выполняет работу очно на базе своей образовательной организации в день, установленный организаторами 1(институционального) этапа Конкурса, в срок до 25 сентября 2015 года.
Работа выполняется на типовом бланке. (Образец заполнения и бланк прилагаются в Приложении 1 к Положению). Наличие цветного принтера для распечатки бланков необязательно.
Конкурсное сочинение представляет собою рукописный текст (за исключением случаев, предусмотренных для участников с ограниченными возможностями здоровья, которые описаны в соответствующих методических рекомендациях).
Все страницы чистовика должны быть проштампованы внизу справа печатью образовательной организации.
Титульный лист чистовика оформляется отдельно и не входит в количество страниц, определенное в качестве рекомендуемого объема конкурсной работы.
Титульный лист чистовика должен иметь в верхнем левом углу логотип Всероссийского конкурса сочинений (Интернет-страница Конкурса: http://www.apkpro.ru/baners_vks.html).
Название субъекта Российской Федерации, населенного пункта и образовательной организации заполняется на компьютере членами Рабочей группы Конкурса очного этапа. Остальные строки участник под контролем организатора аудитории или другого ответственного лица согласно Положению о рабочей группе очного I (на базе образовательной организации) этапа заполняет самостоятельно печатными буквами.
Работа выполняется с одной стороны листа, вторая остается пустой (для удобства сканирования).
Страницы конкурсной работы должны быть пронумерованы, номера страниц проставляются снизу посередине.
Работа выполняется темно-синими чернилами (для удобства сканирования и последующего типографского воспроизведения, если работа войдет в итоговый сборник сочинений-победителей).
Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется (на полях или отдельном листе А4).
К Конкурсу допускаются работы в объеме:
10 - 11 класс 3 - 4 стр. рукописного текста.
К оценке членами жюри не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется.
Подведение итогов и награждение победителей.
7.1. Оценка сочинений по 5-балльной по следующим критериям:
- формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса:
1) соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса;
2) знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса;
3) оригинальность формулировки темы сочинения;
4) адекватность темы сочинения выбранному жанру;
5) соответствие темы и содержания;
- соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра:
1) наличие в сочинении признаков выбранного жанра;
2) соответствие содержания сочинения выбранному жанру;
- композиция сочинения:
1) цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения;
2) соответствие композиции выбранному жанру;
3) соответствие композиции содержанию;
4) оригинальность композиции;
- авторское восприятие тематики и проблематики сочинения:
1) заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах;
2) соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом;
3) воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции
- художественность сочинения:
1) богатство лексики;
2) разнообразие синтаксических конструкций;
3) использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и др.) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и др.);
4) использование афоризмов, цитат, пословиц;
5) наличие оригинальных образов;
6) грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок).
Возможные подходы к выбору и формулировке тематических
направлений и жанров конкурсных работ
1. Общая тематика сочинений включает в себя следующие темы:
- биография и творчество писателей, чьи юбилеи отмечаются в 2015 году;
- книги-юбиляры 2015 года;
- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне;
- история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.
Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений.
В 2015 году в России отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включена в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках данной темы могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов- фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу Великой Отечественной войны, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке - участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи и т.д.
Еще одной темой Конкурса является история российского предпринимательства, а именно - вклад российских предпринимателей в культуру России. В рамках этой темы участник может выбрать рассказ об одном из предпринимателей-меценатов - уроженцев своего края, о том, какой вклад внесли они в культуру, или рассказ об одном из учреждений культуры (музее, театре, библиотеке), основанию которого способствовали предприниматели-меценаты.