Специфика жанров конкурсных работ и формулировка темы конкурсной

Работы

4.1. Положением о Всероссийском конкурсе сочинений определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе, рецензия.

4.2. Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему консультативную помощь в определении жанра.

4.3. При оказании помощи в выборе жанра сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать:

- возраст участника. Анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что обучающиеся 4-5 классов не способны претендовать на успех в жанре, например, эссе;

- содержание работы. Зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение;

- стилистические и художественные особенности работы. Так, например, жанр «слова» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи, «эссе» - изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

4.4. Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.

4.5. В отдельных случаях возможно индивидуальное определение жанра конкурсной работы, например, «сказание», «сказ». По опыту прошлых лет, такие случаи редки, но, как правило, отступления от заданных жанровых рамок в этих отдельных случаях были оправданы.

4.6. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельнов зависимости от выбранного тематического направления, жанра и содержания своей работы.

4.7. При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать соответствующие критерии оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

4.8. Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (как в отдельных случаях встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, а также понижает общую оценку конкурсной работы (по показателю «Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию)).

Показатели по критериям оценки конкурсных работ и методика оценки конкурсных работ

5.1. Исходя из целей и задач Конкурса, тематических направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, разработаны критерии оценки сочинений, участвующих в Конкурсе.

1. Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы сочинения;

2. Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра;

3. Композиция сочинения;

4. Выражение в сочинении авторской позиции;

5. Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения;

Грамотность сочинения.

На федеральном этапе Конкурса добавляется критерий «Общее читательское восприятие текста сочинения»– дополнительный вариативный балл (по усмотрению члена жюри).

5.2. Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы сочинения.Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса; оригинальность авторского подхода к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность историко-литературному или литературному материалу, соответствие темы и содержания.

Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра.Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.

Композиция сочинения.Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.

Выражение в сочинении авторской позиции.Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Критерий позволяет выявить и оценить уровень проявления авторского «я» в конкурсной работе, воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции, морально-этических установок автора, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия, способность к личной интерпретации художественного материала.

Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения.Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно- выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций и приемов стилизации.

Грамотность сочинения.Критерий позволяет оценить общий уровень грамотности участника Конкурса, его знания в области нормативного аспекта русского языка и владение орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами.

Общее читательское восприятие текста сочинения.Дополнительный (вариативный) балл (максимальное значение – 6 баллов). Выставляется членами жюри федерального этапа Конкурса. Дополнительный балл участник Конкурса может получить, если текст сочинения произвел на читающего яркое впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.

5.3. Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице. Максимальный балл по каждому показателю – 3. Итоговая сумма баллов, выставленных одним членом жюри за одну конкурсную работу, на региональном этапе Конкурса не может превышать 75 баллов. Итоговая сумма баллов, выставленных одним экспертом за одну конкурсную работу, на федеральном этапе Конкурса не может превышать 80 баллов.

Критерий Показатели Оценка в баллах
Соответствие сочинения 1.1. Соответствие сочинения одному 0 – 3
  тематическим направлениям Конкурса, содержание и формулировка темы из тематических направлений Конкурса  
1.2. Формулировка темы сочинения 0-3
  сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию)  
1.3. Соответствие содержания теме 0-3
    сочинения  
    1.4. Полнота раскрытия темы 0-3
    сочинения  
1.5. Использование литературного, 0 – 3
    исторического, фактического,  
    научного материала,  
    соответствующего тематическим  
    направлениям Конкурса  
Соблюдение в сочинении 2.1. Наличие в сочинении признаков 0 – 3
  характеристик выбранного жанра  
  выбранного жанра    
2.2. Соответствие содержания 0 – 3
    сочинения выбранному жанру  
Композиция сочинения 3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения 0 – 3
3.2. Соответствие композиции 0 – 3
    содержанию сочинения  
3.3 Своеобразие композиции 0-3
Выражение в сочинении 4.1. Соотнесенность содержания 0 – 3
  авторской позиции сочинения с личностным интеллектуальным, эмоциональным и эстетическим опытом автора  
4.2. Воплощение в работе 0 – 3
    собственной читательской и  
    человеческой позиции  
4.3. Соответствие речевого 0 – 3
    оформления сочинения  
    коммуникативному замыслу автора  
Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения 5.1. Богатство лексики 0 – 3
5.2. Разнообразие синтаксических конструкций 0 – 3
5.3. Использование изобразительно- 0 – 3
    выразительных средств языка  
5.4. Уместное и грамотное 0 – 3
    использование цитат, афоризмов,  
    пословиц  
    5.5. Наличие оригинальных образов 0 – 3
5.6. Соответствия стиля сочинения 0 – 3
    художественному замыслу  
5.7. Целесообразность использования 0 – 3
    языковых средств  
5.8. Точность и ясность речи 0 – 3
Грамотность сочинения 6.1. Орфография 0 ошибок – 3 балла, 1 – 2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов
6.2. Пунктуация 0 ошибок – 3
      балла, 1 – 2
      ошибки – 2
      балла, 3 ошибки
      – 1 балл, более 3
      ошибок – 0
      баллов
6.3. Грамматика 0 ошибок – 3
      балла, 1 – 2
      ошибки – 2
      балла, 3 ошибки
      – 1 балл, более 3
      ошибок – 0
      баллов
6.4. Грамотность речи 0 ошибок – 3
      балла, 1 – 2
      ошибки – 2
      балла, 3 ошибки
      – 1 балл, более 3
      ошибок – 0
      баллов
Общее читательское Дополнительный (вариативный) 0 – 5
  восприятие текста критерий на федеральном этапе  
  сочинения Конкурса. Выставляется на усмотрение члена жюри.  
      Максимальный
      балл
      75 + 5 = 80

6. Принципы формирования, функции и полномочия жюри Конкурса, процедура оценивания конкурсных работ и порядок определения победителей

6.1. Состав жюри Конкурса на всех этапах по возможности формируется из числа (в примерном процентном соотношении):

- практикующих учителей русского языка и литературы (50%);

- представителей методических служб, системы повышения квалификации и педагогов высшей школы (30 %);

- представителей общественных организаций, чья деятельность соответствует тематике Конкурса (20%).

Требования к отбору членов жюри Конкурса:

- наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных сочинений;

- отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса на этапе, в рамках которого член жюри производит оценку конкурсных работ).

6.2. Функции и полномочия жюри Конкурса на региональном этапе:

- члены жюри открытым общим голосованием избирают Председателя жюри Конкурса;

- жюри оценивает представленные на Конкурс работы в соответствии с утвержденными критериями;

- каждую работу оценивают не менее 2 членов жюри методом случайной выборки;

- жюри имеет право на снятие с Конкурса работ, имеющих признаки плагиата;

- жюри определяет победителей и призеров Конкурса в соответствии с установленной квотой из числа конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов;

- жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри и рейтинговые списки;

- жюри передает протоколы и оцененные конкурсные работы оператору регионального этапа Конкурса в субъекте Российской Федерации.

6.3. В соответствии с Положением каждая конкурсная работа должна быть проверена и подписана не менее чем двумячленами жюри, однако целесообразно увеличить количество членов жюри, оценивающих одну работу, до трех человек (по возможности).

Проверка работ производится в соответствии с возрастной группой участника, т.е. один член жюри проверяет работы только в рамках одной возрастной группы.

6.4. Работы, участвующие во Всероссийском конкурсе сочинений, оцениваются членами жюри в соответствии с критериями, утвержденными Положением о Всероссийском

конкурсе сочинений, и методикой оценки, описанной в данных методических рекомендациях.

6.5. Протокол проверки конкурсных работ должен быть подписан не менее чем двумя членами жюри и Председателем жюри Конкурса.

6.6. Лист оценивания работы участника Всероссийского конкурса сочинений и образец Протокола оценивания работ участников представлены в приложении (Приложение 3. Организационно-техническая документация ВКС).

6.7. Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим работу членом жюри.

6.8. Решения жюри принимаются большинством голосов, в случае равного количества голосов «за» и «против» решение принимается Председателем жюри Конкурса. Принятые жюри решения считаются окончательными и пересмотру не подлежат. Апелляции не принимаются. При решении спорных вопросов к участию в работе жюри могут привлекаться представители регионального оператора Конкурса.

6.9. На основании протоколов работы жюри Конкурса составляют рейтинговые списки участников по возрастным группам. В соответствии с полученными результатами определяются победители регионального этапа Конкурса (а также школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов, если их проведение предусмотрено региональным Положением о Конкурсе).

6.10. Количество победителей регионального (а также школьного (на базе образовательной организации) и муниципального этапов, если их проведение предусмотрено региональным Положением о Конкурсе) этапа Конкурса определяется региональным Положением о Конкурсе.

6.11. На региональном этапе Конкурса победители награждаются дипломами победителя регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений, остальные участники – дипломами участника регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.

6.12. Партнеры проведения Конкурса на региональном этапе имеют право учредить специальные номинации и призы для участников Конкурса.

Приложение 2. к Положению о Всероссийском конкурсе сочинений

Наши рекомендации