Отношение к деньгам в разных социальных группах
Если в западноевропейской и американской науке тема денег в психологии считается малоисследованной областью, то в отечественной психологической науке она специально не разрабатывалась. До перестройки эту тему затрагивали лишь в разделах промышленной и социальной психологии, посвященных материальному стимулированию.
Начиная с 1993 г. нами регулярно проводятся исследования МА у представителей различных социальных групп. Чтобы сравнить влияние фактора культуральных различий на МА и фактор принадлежности к определенному социальному слою, мы исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде. Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель.
В другом исследовании мы сравнили степень влияния на МА фактора принадлежности к классу (или слою) с таким фактором как уровень дохода, соотнося МА представителей бюджетной интеллигенции, высокооплачиваемых служащих частных банков и предпринимателей малого бизнеса (челночники, владельцы маленьких магазинов и посреднических фирм)[38]. МА у банковских служащих и представителей бюджетной интеллигенции оказались сходны; и те, и другие — наемные работники интеллектуального труда, но с разным доходом. В жизни предпринимателей малого бизнеса деньги оказались значительно более важной реальностью.
Для предпринимателей это не просто фактор труда, как у банковских служащих, но и цель предпринимательской активности и ее стимул: больше прибыль, больше оборот капитала. Кроме того, это фактор безопасности и надежности дела, фирмы. Жесткие условия неразвитого рынка, незащищенность со стороны закона требуют от мелкого предпринимателя автономии, самостоятельности и самосохранения, для обеспечения которых важны деньги.
Предприниматели в большей степени, чем представители других групп, осознают деньги как фактор влияния на людей и форму власти. При этом, как показали данные, они испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели осуществляют постоянный контроль за своими деньгами, всегда знают содержимое своего кошелька и сбережения, отдавая приоритет наличности. Реже используют деньги в качестве терапии, редко транжирят, бросают деньги на ветер. Деньги рассматриваются предпринимателями и как предмет гордости.
Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. Деньги могут выступать и целью, и средством. Влияние фактора классовой принадлежности перекрывает влияние уровня дохода и культуральных различий на отношение к деньгам.
Контрольное задание________________________
1. Влияет ли собственность и доход человека на его восприятие другими людьми?
2. Каковы особенности отношения к деньгам у предпринимателей?
3. Какой из двух факторов в большей степени влияет на денежные ат-титюды — уровень дохода или принадлежность к социальному слою, и почему?
БЛОК 8
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ
Цели
В этом блоке сконцентрировано внимание на новой и практически детерминированной проблематике, касающейся психологического аспекта финансов и биржевого поведения. После его изучения Вы сможете:
* учесть психологические составляющие фондового рынка;
* описать особенности управления риском на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях;
* перечислить психологические эффекты и факторы функционирования финансовых рынков и биржевого поведения.
Финансы как совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства, банков, предприятий, а также система их формирования, распределения и использования представляют собой концентрированное выражение современной экономики.
Финансы психологизированы прежде всего потому, что деятельность с ними насыщена риском, неопределенностью. История финансовых паник показывает, что они могут быть причиной реального финансового кризиса. Подчеркивая, что экономика акций, облигаций, товаров, валютные удары упираются в психологию поведения инвестора, Ш.Майтал восклицает:" Все рынки представляют собой договоренности, в ходе реализации которых товары, деньги, реальные и финансовые средства переходят из рук в руки. Жизненно важно помнить, что руки эти человеческие и являются составной частью думающих, чувствующих голов и тел. Для того чтобы рынки раскрыли свои секреты, Вы должны спросить, КТО?, а не только ЧТО? или КОГДА?"[39].
Ситуацию реформирования, экономико-политического кризиса рассматривают как ситуацию тотального (всеобщего) риска, связанного с масштабными социальными преобразованиями в процессе перехода общества в качественно новое состояние. В этой ситуации возрастает роль личности, которая может самостоятельно принимать рисковые решения, неся ответственность и за их осуществление. Рискуют в первую очередь конкретные люди, массы же чаще всего поддаются эпидемии страха или эйфории надежды.
По мнению Дж.Катоны, экономический спад бывает спровоцирован его ожиданием со стороны масс, предположением, что он может начаться, так как люди начинают резко сокращать расходы и способствуют "откладыванием покупок на потом" резкому росту цен[40]. Другой дисбаланс, связанный с ожиотажным спросом из-за страха перед инфляцией и изъятием вкладов из банков, также препятствует нормальному движению финансовых потоков и усиливает или провоцирует кризис.