Понятие среды агробизнеса
Различные предприятия, организации и предприниматели, юридические и физические лица постоянно взаимодействуют между собой, с государственными управленческими структурами, банками и судами, многочисленными посредническими фирмами, общественными, культурными и социальными организациями и т.д. Они производят продукцию, вынуждены заключать договора с партнерами, оформлять коммерческие сделки, участвуют во внешнеэкономической деятельности, формируют рыночные отношения внутри страны, осуществляют прогнозирование и планирование своей деятельности, формируют внебюджетные фонды, платят налоги, оплачивают труд работников и занимаются благотворительной деятельностью. Государство через свои организации и систему различных мер регулирует деятельность предпринимательских структур. Эти меры оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на экономику. И, наконец, все предприятия (фирмы) действуют в условиях жесткой конкуренции и объективных экономических законов.
На эффективность работы предпринимательских структур влияют самые разнообразные факторы. Одни из них являются позитивными и оказывают благоприятное воздействие на результативность работы предприятий, другие, наоборот, отрицательное.
В зависимости от места возникновения все факторы делятся внутренние и внешние.
Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. оно их порождает. Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно увеличила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном счете привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором — негативную.
Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы, связанные:
♦ с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
♦ ускорением НТП, инновационной политикой предприятия;
♦ совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
♦ организационно-правовой формой хозяйствования;
♦ созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
♦ спецификой производства и отрасли;
♦ качеством и конкурентоспособностью продукции, управлением издержками и ценовой политикой;
♦ амортизационной и инвестиционной политикой.
Эта классификация чисто условная и не отражает всего многообразия факторов, но позволяет более детально представить внутренние обстоятельства и их влияние на эффективность производства.
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить:
на объективные и субъективные.
Объективные — это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления (например, ухудшение геологических условий на горном предприятии, стихийные бедствия, ухудшение климата).
Субъективные факторы (а они составляют абсолютное большинство) полностью зависят от субъекта управления и предпринимательства. Они должны быть всегда в поле зрения предпринимателей.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних условий, которые можно классифицировать в следующие группы:
• связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка (в основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен);
• с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
• с инфляционными процессами;
• связанные с деятельностью государства.
В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности белорусских предприятий (прежде всего — создание цивилизованного рынка и правил игры на нем). А это означает:
- создание правовой основы;
- обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности;
- стабилизацию экономики;
- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;
- защиту конкуренции;
- разработку, принятие и организацию выполнения хозяйственного законодательства.
Таким образом, предприятия (фирмы), юридические и физические лица осуществляют свою деятельность в условиях определенной предпринимательской среды.
Предпринимательская среда есть совокупность объективных экономических законов, государственных органов управления, объектов и субъектов хозяйствования, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости и оказывающих непосредственное влияние на результативность работы конкретных предпринимателей (бизнесменов).
Среда предпринимательства состоит из следующих частей:
- экономическая среда;
- правовая;
- технологическая;
- институциональная;
- организационно-техническая;
- географическая;
- социально-культурная среда.