Кооперативное движение в России

Образованные круги российской общественности, прекрасно осведомленные о жизни на Западе, с интересом следили за развитием кооперативного движения в европейских странах, а затем они же стали инициаторами его распространения в России. Соединившись с идеями народовольничества, кооперативная идея охватила широкие слои российской интеллигенции, причем в национальной интерпретации она приобрела «деревенский» оттенок, в отличие от Запада, где кооперация охватила главным образом городской пролетариат.

Начиная с 60-х гг. XIX в. «кооперативное поветрие» стало своеобразной модой, увлекшей дворянство, учительство, офицерство, духовенство и даже полицейских чинов. Первым теоретиком российкой кооперации был Н.Г.Чернышевский. который утверждал, что крестьянская община - это готовый социальный инструмент для кооперирования российской деревни. Впоследствии он пересмотрел свою прежнюю точку зрения на перспективы общинного производства и особенно общинного потребления, признав, что «работник будет работать только тогда, когда станет хозяином» и когда появится возможность реализовать принцип: «каждый работает на себя». Лишь на этих основаниях можно ожидать больших результатов от крестьянских товариществ (кооперативов).

Пионером аграрной кооперации в России следует признать Святослава Федеоровича Лугинина (1838-1866), который, изучив постановку кооперативного дела в Германии, разработал первый устав сельскохозяйственного кооператива. Устав был утвержден 22 октября 1865 г.

Выдающийся вклад в развитие отечественного кооперативного движения внесли своими научными разработками и практическими делами - Н.П.Баллин (1829-1904), А.И.Чупров (1842-1908), А.И.Васильчиков (1818-1881), М.И.Туган-Барановский (1856-1919) и многие другие представители передовой российской общественности. Они и их последователи через всю жизнь пронесли убеждение, что именно кооперация, основанная на принципах свободного предпринимательства и эволюционного пути развития общества, способна вывести крестьянскую Россию на путь процветания и прогресса.

Благодаря подвижничеству и бескорыстным усилиям многочисленного отряда энтузистов нового дела Россия уже к концу XIX в. покрылась густой сетью кооперативов – потребительских и производительных, которые делились на следуюшщие виды: ссудо-сберегательные товарищества; кредитные товарищества; сбытовые артели; сельскохозяйственные товарищества (маслобойные, пчеловодов, льноводческие и др.); товарищеские лавки и др.

Созданные с целью оградить труженика от грабежа ростовщиков и спекулянтов-скупщиков, коопреативы довольно быстро и убедительно доказали свою жизненную необходимость. Между тем развитие кооперативного движения в России, где из 100 кооперативов 90 были крестьянскими, в первые три десятилетия отличалось необычайным своеобразием. Кооперативные общества, товарищества, артели в большинстве случаев создавались не самими крестьянами, а как бы навязывались им сверху по воле помещиков, священников, учителей. Даже потребительские общества редко возникали по собственной инициативе крестьян. Но не только бедность, малоденежье, непроходимая косность основной крестьянской массы и малочисленность «полных хозяев» на земеле (из-за черепашьих темпов крестьянской реформы) тормозили кооперацию российской деревни. Была еще одна невидимая, невыразимая в экономических категориях причина – низкий уровень культуры и образованности российского крестьянства. Поэтому кооперативы наряду с решением хозяйственных задач, на первое место ставили подъем культурного уровня народа. Именно на базе кооперативов в России были учреждены тысячи школ, читален, библиотек, хоровых обществ, народных театров и др.

Изучая опыт Запада и учитывая российские условия, организаторы отетчественного кооперативного движения не стремились «гнать лошадей» впереди своей эпохи и пытались для начала утвердить самые простые, понятные крестьянам и доступные им формы кооперации – потребительские общества и производственные артели.

Подвижники кооперации

Инициатором артельной кооперации в России стал Н.В.Верещагин - помещик, отставной морской офицер (старший брат известного художника). По собственной инициативе он поехал в Швейцарию, где дотошно знакомися с опытом организации кооперативов и изучал технологию сыроваренного дела. Возвратившись домой, Николай Васильевич начал в 1865 г. организовывать в Тверской губернии артельные сыроварни. Через три года в России действовало 14 сыроваренных кооперативов. Затем Н.В.Верещагин вместе со своим соратником В.Н.Бландовым возглавил создание маслодельных артелей, производивших знаменитое на весь мир «вологодское масло».

К началу 90-х гг. в стране насчитывалось несколько тысяч маслодельных артелей, появилась целая плеяда отечественных предпринимателей –«молочников», среди которых выделялись А.В.Чичкин, А.В.Шашкевич и др. В начале ХХ в. артельная эпопея захватила крестьянство Сибири, и Россия стала крупнейшим экспортером масла на мировой рынок.

События Русско-японской войны, смута 1905 года и кризис 1900—1903 гг. внесли в экономику страны элементы депрессии. Всего в годы кризиса обанкротилось около 3000 предприятий [5]. Активное вмешательство государства позволило несколько приостановить процесс массового разорения промышленников, спасению подлежали лишь крупные производства. Мелкие и средние производители оказались предоставлены сами себе и разорялись массами. Лишь с 1909 г. в стране опять начинается промышленный рост. Страна входит в период выраженного подъема всех отраслей хозяйства. Предпринимательская активность получает новый мощный толчок.

С 1909 года в стране начинается бурный промышленный подъем, вызванный резким увеличением покупной способности населения после отмены выкупных платежей и проведения аграрной реформы. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос в два раза. По темпам роста отдельных отраслей промышленности России далеко обгоняла другие развитые страны. Она занимала второе место в мире по добыче нефти, четвертое — по машиностроению. «Лапотная» Русь вышла на четвертое место в мире по выплавке чугуна и на пятое по производству стали.

По результатам первой Всероссийской переписи 1897 года, в городах прожинало менее 13 процентов населения России. Остальные 110 млн. россиян являлись сельскими жителями, в значительной степени определявшими экономическую, нравственную и религиозную жизнь всей русской нации. Русскому крестьянству — его быту, хозяйству, религиозному сознанию в период своего правления Николай II придавал особое значение.

Примерно половина земельного фонда страны находилась в руках крестьян. Однако на одно хозяйство приходилось всего семь десятин земли, что было мало для современного и рентабельного ведения сельского хозяйства.

В 1894 году, в начале царствования императора Николая II. в России насчитывалось 122 миллиона жителей. Двадцать лет спустя, накануне Первой мировой войны, народонаселение увеличилось на 60 миллионов человек, достигнув 182 миллионов россиян [4].

Увеличение крестьянского населения в центральных губерниях уменьшало при каждом переделе площадь земельных участков. В ряде губерний недостаток земли становился особенно ощутимым, вызывая глубокое недовольство крестьян. Необходимость аграрных реформ ощущалась на всех уровнях общества. Ответственность за проведение таких реформ взял на себя председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин. Он являлся убежденным государственником и монархистом, считавшим, что для соблюдения экономических интересов России необходимо не столько использовать грубую силу, сколько изменить всю социальную общественную структуру, создав в России мощный средний класс за счет сильного, обеспеченного крестьянина.

Реформы Столыпина были направлены в разные сферы крестьянской жизни и способствовали становлению нового, фермерского типа предпринимательства Правительство широко использовало переселенческое движение сельского населения из Европейской России в Сибирь. По Транссибирской магистрали на восток пошли составы с семьями новоселов. Все транспортные расходы до места нового жительства государство брало на себя. Каждый из них освобождался от налогов. Государство выдавало денежное пособие в 200 рублей и обеспечивало новоселов.

За 10 лет реформы — с 1906 по 1916 г. вышли из общины и получили общину землю в частную собственность 2,5 млн. домохозяйств [1]. Но при этом сохранялась многоукладность сельской экономики,т. е. сохранялись община, крупные помещичьи хозяйства, монастырские и казацкие хозяйства, хлебопашество на государственных землях.

Расширение железнодорожной сети, рост производства, развитие денежных отношений в крестьянской среде, растущий спрос на товары крестьянского труда и сырье способствовали быстрой интеграции внутреннего рынка.

Существовавшие старинные ярмарки успешно соседствовали с вполне капиталистическими биржами и общенациональными ярмарками. Знаменитая Нижегородская ярмарка к началу 90-х годов превратилась в национальный коммерческий центр, где совершались миллионные сделки, заключались торговые договора с крупнейшими экспортерами российской продукции.

Чтобы доставить сырье к заказчикам, перевезти товары, было необходимо постоянно развивать и совершенствовать железнодорожные магистрали. Сеть железных дорог в России покрывала 74 тысячи верст, связывая западные границы с Дальним Востоком. В 1916 году, в самый разгар Великой войны, было построено более двух тысяч километров железных дорог, соединивших порт Мурманск с Центром России.

Участь российского предпринимательства в период строительства социализма в СССР. Становление предпринимательства в годы перестройки (1985-1991 гг.). Современное состояние российского предпринимательства. Зарубежное предпринимательство: опыт для России.

К 1917 году в стране находилось в эксплуатации 81116 километров железной дороги и еще 15 тысяч железнодорожных путей строилось. Доход от железнодорожных тарифов покрывал 80 процентов всех внешних и внутренних долгов государства, при этом стоимость билетов для пассажиров была одной из самых низких, а комфорт и уровень безопасности оставались многие десятилетия недостижимыми для самых передовых стран в мире.

Индустриализация страны привела к быстрому росту крупных городов, резкому увеличению городского населения. Если в середине 60-х годов в России было всего четыре города с населением свыше 100 тыс, человек, то к концу царствования Александра III их число увеличилось до 19; количество городов с населением от 50 до 100 тыс. человек, по первой Всероссийской переписи 1897 года, достигло 37.

Городское население в 90-е годы девятнадцатого столетия насчитывало около 16,5 млн. человек. С каждым годом увеличивалась численность городского населения, росли новые жилые кварталы и заводы. Обе столицы, губернские города становились сосредоточением национальной индустрии, центрами культуры, образования. Сюда со всех концов России тянулись наиболее предприимчивые и талантливые люди, чтобы найти применение своим способностям.

С.Ю. Витте писал в своих лекциях в 1900—1902 гг. о том, что «государство не столько созидает, сколько воспособляет, истинными же созидателями являются все граждане. Чем дальше идет прогресс, тем сложнее становятся все отправления производственного процесса и тем труднее роль его участников — всех граждан. Чтобы справиться с этой ролью, они должны обладать не только капиталами, но и личными качествами: предприимчивостью и энергией, развивающимися на основе самодеятельности. Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее и всячески помогать ей, создавая благоприятные для ее применения условия, — вот истинная задача государства в наше время все усложняющегося народного хозяйства».

Упадок предпринимательства наступает после революции 1917 г. Государством был взят курс на ликвидацию рыночных отношений и экономический диктат. Предпринимательство как экономический вид деятельности был ликвидирован. Коротки период НЭПа («новой экономической политики») в 20-е годы 20-го столетия дал возможность проявить предпринимательскую инициативу и показал уникальный потенциал малого предпринимательства в кризисные периоды экономики, при отсутствии всякой государственной поддержки.

В советский период нашей страны для частного предпринимателя не было никаких правовых условий, и любая предпринимательская активность рассматривалась как спекуляция, что являлось уголовно наказуемым. Однако, предпринимательская активность проявлялась людьми разных профессий и социальных групп: врачи, учителя и преподаватели, квалифицированные рабочие, инженеры, частные производители сельхозпродукции, чиновники и др. Наряду с запретом на частную инициативу, экономика страны сначала 60-х и до середины 80-х годов получила такое явление как «теневая» экономика, в которой объем занятых средств достигал 70−90 млрд руб.

И только в конные 80-х ходов 20-го столетия началось возрождение российского предпринимательства. Несмотря на то, что развитие предпринимательства было прервано на долгие 70 лет, оно все же имеет глубокие традиции в прошлом. Его бурное развитие в 1990-е годы и дальнейшее в начале 21 в., свидетельствует о построении системы нового предпринимательства, соответствующего современным цивилизованным рыночным отношениям.

Предпринимательство после 1917 г. Сравнение «старого» (традиционного) и нового (современного) предпринимательства в России

1) Самое первое из них заключается в том, что как и 100-200 лет назад, так и теперь главная движущая сила предпринимательства – это молодежь. Вспомним: у истоков известнейших предпринимательских династий - труд, энергия, инициатива и талант совсем еще молодых людей.

2) Еще одно сходство: как и сейчас,традиционному предпринимательству приходилось функционировать в обстановке глубокого отчуждения со стороны российской общественности. В России почему-то всегда не любили состоятельного и самостоятельного человека и каждого, кто «высунулся», старались уравнять с общей массой. Не случайно в богатейшей русской классической литературе (по своему авторскому «происхождению» в основном – дворянской), в отличие от западной, нет положительного образа богача-предпринимателя.

3) Кроме того, как традиционному, так и современному предпринимательству приходилось и приходится действовать в условиях постоянного, скрытого и явного, противодействия государственного аппарата, чиновничьей бюрократии.

В то же время сравнительно-исторический анализ «старого» и «нового» предпринимательства позволяет выявить немало существенных различий между ними, которых нельзя не учитывать в условиях воссоздания рыночной модели экономики и соответствующей социальной структуры.

Наиболее существенные различия:

Первое. Предпринимательство дооктябрьской России зарождалось снизу, последовательно пройдя через все этапы становления буржуазии как класса. У традиционного третьего сословия два основных источника: купечество и крепостное крестьянство.

Современное предпринимательство вышло из «верхов» (партийно-комсомольская номенклатура, бюрократическая элита, управленцы), а также из «теневой экономики» и криминальной среды (к примеру, Ю.Айзеншпис - бывший валютчик, В.Ротборт - фарцовщик).

Второе. Цель традиционного предпринимательства - производство товаров и услуг; цель современного - достижение прибыли в сфере обращения.

В период наивысшего расцвета дооктябрьской России (1910-1913 гг.) количество «производительных» и «торгующе-распределяющих» предприятий находилось в соотношении 85%к 15%; в 90-е гг. ХХ в. количество «производительных» предприятий в предпринимательском секторе не превышает 5%.

Третье. «Старое» предпринимательство ориентировалось на рынок бедных людей, «новое» - на богатого потребителя;

Четвертое. Традиционное предпринимательство развивалось на основе равновероятностного рыночного риска с опорой на соответствующие законы; в основе сегодняшних предпринимательских начинаний - мощная бюрократическая подстраховка, основанная на принципах круговой номенклатурной поруки.

Пятое. «Старое» предпринимательство развивалось само и развивало Россию на основе всестороннего учета и широкого использования национального менталитета, т.е традиций, обычаев, идеалов, религиозной этики народа; в сегодняшней предпринимательской среде превалируют идеи адаптации многочисленных вариантов будущего страны к западным или восточным моделям развития.

Шестое. Российское третье сословие вплоть до начала XX в. отличалось безразличием к политической деятельности; сегодняшние предприниматели активно стремятся заполнить любые свободные «ниши» в политической жизни страны.

Наши рекомендации