Налоговые органы и органы, осуществляющие налоговый контроль. Их полномочия, права и обязанности
Единая система федеральных налоговых органов РФ состоит из Федеральной налоговой службы в составе Минфина РФ и ее территориальных подразделений.
Основными функциями таможенных органов являются взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов (ст.13 НК). Кроме того, таможенные органы обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ (ст.10 Таможенного кодекса РФ). Поэтому п. 2 ст. 30 НК установлено, что таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов. Например, согласно п.3 ст.34 Кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Тест.В случаях предусмотренных Налоговым кодексом, полномочиями налоговых органов обладают:
Кроме таможенных органов, в случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают также органы государственных внебюджетных фондов.
Тест.Что из перечисленного не относится к правам налоговых органов в соответствии с положениями ч. 1 НК РФ?
Налоговые органы имеют право:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения по исчислению и уплате налогов;
Тест.Налоговые органы в связи с налоговой проверкой вправе вызывать налогоплательщиков в налоговые органы в форме:
2) проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
3) производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
4) приостанавливать операции по счетам в банках с целью обеспечения погашения недоимки, а так же в случае непредставления налоговой декларации в течение более 14 дней после установленного срока;
5) налагать арест на имущество с целью обеспечения уплаты налогов;
6) осматривать любые помещения налогоплательщика, используемые для извлечения дохода;
7) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
8) взыскивать недоимки и пени;
Тест. В каких случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам?
9) контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
а) при сделках между взаимозависимыми лицами (понятие взаимозависимых лиц определено в ст.20 НК РФ);
б) по товарообменным (бартерным) операциям;
в) при совершении внешнеторговых сделок;
г) при отклонении цен более чем на 20% в сторону понижения или повышения, по отношению к идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в течение не продолжительного времени. До 1 января 1999 г. (даты вступления в силу первой части НК РФ) налоговые органы при определении налогооблагаемого оборота контролировали только факт реализации продукции ниже себестоимости.
Тест. Организация А является учредителем организации Б с долей в уставном капитале 60%. В свою очередь, организация Б имеет долю в размере 40% в уставном капитале организации В, с которой организация А заключила договор купли-продажи товаров. Являются ли взаимозависимыми для целей налогообложения организации А и В?
Согласно ст. 20 НК взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, а именно:
а) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности. Для нашего теста: 0,6*0,4=0,24 ли 24%, что> 20%.
б) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
в) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между лицами могут повлиять на результаты сделок.
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени;
12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) создавать налоговые посты;
16) передавать дела в суд или арбитражный суд в соответствии с налоговым законодательством.
17) утверждать формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков.
Тест.Что из перечисленного не относится к обязанностям налоговых органов в соответствии с положениями ч. 1 НК РФ?
Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство и осуществлять контроль его соблюдения налогоплательщиками, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
2) вести учет налогоплательщиков и проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;
3) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
4) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
5) соблюдать налоговую тайну;
6) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение налогового преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующие органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица налоговых органов обязаны согласно ст. 33 НК корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
В случае причинения налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностных лиц ущерба, сумма последнего возмещается из федерального бюджета.
Таможенные органы в соответствии с НК не относятся к налоговым органам, но обязаны контролировать уплату налогов при перемещении товаров и средств через границу.
Основными нормативными актами для таможенных органов являются:
- налоговый кодекс;
- таможенный кодекс.
В соответствии с НК таможенные органы пользуются всеми правами и исполняют все обязанности налоговых органов при контроле перемещения товаров через границу.
При этом, штрафные санкции применяются только в части, предусмотренной ст. 122 НК. То есть, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы налога. Если перечисленные нарушения совершены умышленно, то сумма штрафа увеличивается до 40 процентов от неуплаченных сумм налога. Преднамеренность деяния может установить только суд.
Таможенные органы имеют право самостоятельно принимать решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей. Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по таможенным платежам определен таможенным кодексом.
Таможенные органы несут ответственность за ущерб, причиненный налогоплательщику. Сумма ущерба возмещается из бюджета.
Органы внебюджетных фондов пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов в случае налогового контроля в отношении налогов, уплачиваемых в эти фонды.
Органы внебюджетных фондов не имеют право налагать арест на имущество налогоплательщика. В случае недостаточности или отсутствие средств на счетах страхователя исполнительные органы фондов могут взыскивать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. То есть обращение взыскание на имущество страхователя осуществляется на основании решения исполнительного органа Фонда без обращения в арбитражный суд (во всяком случае – это предусмотрено законом о страховании от несчастных случаев).
Внебюджетные фонды несут ответственность за причиненный налогоплательщику ущерб. Ущерб возмещается за счет средств внебюджетного фонда.