Диверсия. Отличие от умышленного уничтожения или повреждения имущества, от терроризма. (Статья 281)
Одной из составных частей внутренней безопасности является экономическая безопасность, которая означает стабильность экономической системы, состояние защищенности ее важнейших материальных компонентов — предприятий, транспорта и т.д. Опасность диверсионного акта заключается в нарушении им нормальной жизнедеятельности общества путем взрыва, поджога и других подобных действий, которые причиняют огромный экономический ущерб, могут повлечь человеческие жертвы, а также отрицательно воздействуют на социально-политическую обстановку, способны вызвать панику, неуверенность в реальной силе власти. Кроме того, эти действия нарушают один из элементов внешней безопасности — обороноспособность, т.е. возможность страны обеспечить защиту от нападения извне. Поэтому объектами диверсии являются экономическая безопасность и обороноспособность.
Безопасность определена в статье 1 Закона РФ „О безопасности“ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз“. Из этого следует, что под экономической безопасностью понимается состояние защищенности важнейших экономических интересов Российской Федерации (в области финансов, ресурсов, технологий, научно-технических разработок, внешней торговли и других областях).
Обороноспособность Российской Федерации означает состояние ее защищенности от возможного нападения внешнего агрессора и включает такие элементы, как экономический и военный потенциал России, боевая подготовка и профессионализм личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационная готовность гражданского населения и т.п.
Предметами преступления являются предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (источники энергоснабжения, линии электропередач, водопровод, канализация).
Объективная сторона заключается в совершении взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение указанных предметов.
Это преступление обычно совершается в отношении экономически важных и уязвимых в диверсионном отношении энергетических узлов, предприятий оборонной промышленности и военных объектов, предприятий и средств железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, средств связи и сигнализации, мостов, туннелей, плотин, объектов обеспечения жизнедеятельности населения (электростанций, источников водоснабжения и т.п.).
Способами диверсии являются не только взрывы и поджоги, прямо выделенные законодателем, но и иные действия, которые, подобно взрывам и поджогам, также являются общеопасными и тоже направлены на разрушение или повреждение объектов, перечисленных в диспозиции статьи 281 УК. К иным действиям относятся, например, устройство аварий и катастроф, обвалов, затоплений, радиоактивных и иных подобных заражений или загрязнений и т.д.
Разрушение перечисленных в диспозиции объектов означает их физическое уничтожение, утрату народнохозяйственного значения, невозможность или экономическую нецелесообразность восстановления. Под повреждением понимается причинение такого вреда объектам диверсионных действий, который значительно снижает их народнохозяйственную значимость и экономическую ценность, но может быть устранен путем ремонта или восстановления.
Диверсия считается оконченной в момент совершения взрыва, поджога или иных действий; что же касается дальнейших последствий (фактического разрушения или повреждения предприятий и т.д.), то они находятся за пределами состава и на квалификацию деяния как оконченного не влияют.
С субъективной стороны диверсия совершается только с прямым умыслом и специальной целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности. При отсутствии такой цели содеянное квалифицируется либо как умышленное уничтожение или повреждение имущества, которое также может совершаться путем поджога и т.д. (часть 2 статьи 167), либо как терроризм (статья 205). Диверсионные способы присущи и терроризму, но при терроризме виновный преследует иные цели — нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. Различными являются и объекты указанных преступлений.
Мотивами диверсии могут быть непринятие конституционного строя РФ, враждебное отношение к государственной власти, политическая месть, корысть, исполнение наемнических обязательств, выполнение решения организации. Они не являются признаками состава, но важны для установления содержания умысла и цели, и должны учитываться при назначении наказания.
Субъект диверсии — лицо, достигшее возраста 16 лет. Если диверсионный акт совершается гражданином Российской Федерации по заданию иностранных спецслужб, деяние должно дополнительно квалифицироваться как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
В УК предусмотрен не только основной, но и квалифицированные составы диверсии: ее совершение организованной группой, а также с причинением значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий (часть 2 статьи 281 УК).
В части 3 предусмотрена ответственность за диверсию, если она повлекла умышленное причинение смерти человеку. Эта часть была введена в 2008 году. Теперь при умышленной вине дополнительная квалификация по совокупности с убийством, совершенным общеопасным способом, не требуется.
Деяния, описанные в частях 1, 2 и 3 статьи 281, относятся к особо тяжким преступлениям.
Наиболее опасным преступлением в сфере экономики является диверсия, так как она совершается с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности.
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем. (Статьи 174 — 174.1).
Законодательное регулирование ответственности за отмывание „грязных“ денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью с тем, чтобы подорвать финансовую основу этой преступности.
Данная задача актуальна для многих стран, о чем свидетельствуют Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая на конференции в г. Палермо 12 — 15 декабря 2000 г., и другие документы мирового сообщества.
Колоссальные средства, полученные от торговли наркотиками и оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой незаконной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы подобного отмывания различны. Полученные незаконным способом наличные деньги превращаются в другие ценности, например вклады в банки или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, полученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко с целью отмывания „грязных“ денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в создаваемые либо реально действующие структуры.
В течение нескольких лет единственным уголовно-правовым средством борьбы с отмыванием „грязных“ денег в России являлась статья 174 УК 1996 г., где предусматривалась ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. За период с 1997 по 2000 гг. по статье 174 УК было зарегистрировано почти 4 тысячи преступлений, но осуждено за эти преступления всего несколько десятков человек.
Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ определило необходимость внесения существенных изменений в уголовно-правовую регламентацию ответственности за легализацию преступно нажитых доходов, чему посвящены статьи 174 и 174.1 УК. Сама легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента).
Новая редакция статьи 174 УК предусматривает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Согласно же статье 174.1 УК преследуется в уголовном порядке совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным лицом в результате совершения им преступления (за исключением названных выше), либо использование указанных средств и имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое, а равно недвижимое имущество, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть обязательно преступным. Таким образом, предметом легализации является имущество, полученное в результате совершения преступлений: хищения, контрабанды, вымогательства, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, оружия, незаконного предпринимательства и банковской деятельности, организации или содержания притонов для занятия проституцией, незаконного распространения порнографических материалов или предметов, получения взятки и ряда других.
Объективная сторона. Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена тремя различными способами:
— посредством совершения с этим имуществом финансовых операций;
— посредством совершения с ним других сделок;
— в результате использования этих средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Многие финансовые операции и сделки, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем, названы в ФЗ как операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю: зачисление или перевод на счет денежных средств, покупка или продажа наличной иностранной валюты, обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя, перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, помещение ценных бумаг, драгоценных металлов и камней или иных ценностей в ломбард и т.д. Преступники могут использовать для отмывания и другие операции, не указанные в данном Законе, например сделки купли-продажи недвижимости, мены, сдачу имущества внаем, аренду и некоторые другие. Получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре также может быть использовано для отмывания „грязных“ денег.
Таким образом, нормы, содержащиеся в статьях 174 и 174.1, направлены на пресечение любых попыток ввести в легальный оборот средства, приобретенные преступным путем. Никаких указаний о размере подобных операций статья не содержит. Это, однако, не должно мешать правоприменителю в соответствующих случаях руководствоваться положениями части 2 статьи 14 о том, что не является преступлением действие, хотя формально и содержащее признаки деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает финансовые операции и другие сделки с доходами, полученными преступным путем другими лицами, и желает совершить эти действия. Цель — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом. Мотив — чаще всего корыстный, но может быть и иная личная заинтересованность. В этом случае, если виновному достоверно известно, что деньги или имущество получены иным лицом в результате совершения особо тяжкого преступления, то возможна уголовная ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 174 и 316 УК (укрывательство преступления).
Субъекта преступления, предусмотренного статьей 174, можно назвать специальным в том смысле, что им является не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только то, которое не участвовало в совершении первичного преступления, в результате которого было приобретено легализуемое имущество. Субъектом — исполнителем деяния, предусмотренного статьей 174.1, может быть только то лицо (с 16 лет), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации.
Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо установить и доказать осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.
Отнюдь не любая сделка или финансовая операция с имуществом, добытым преступным путем, образует составы легализации, предусмотренные статьями 174 и 174.1. Легализация имеет место лишь тогда, когда эти действия совершались в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, т.е. для сокрытия преступного источника его происхождения и получения возможности в дальнейшем осуществлять различные правомочия в отношении этого имущества.
Обе статьи (174 и 174.1) предусматривают единую систему квалифицирующих признаков. Квалифицированными видами признаются соответствующие деяния, совершенные:
— в крупном размере (часть 2);
— группой лиц по предварительному сговору (часть 3);
— лицом с использованием своего служебного положения (часть 3);
— организованной группой (часть 4). При этом последние три признака имеют квалифицирующее значение лишь при условии осуществления легализации в крупном размере.
Участниками группы применительно к данному преступлению будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, либо использовали эти средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Надо иметь в виду, что процесс отмывания „грязных“ денег подчас может быть достаточно продолжительным, включающим множество финансовых операций и других сделок. При наличии предварительного сговора все участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление.
Преступление считается совершенным в крупном размере, если стоимость легализуемого (отмываемого) имущества превышала миллион рублей.
Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это могут быть банковские служащие, сотрудники налоговых и правоохранительных органов, управленческие работники различных коммерческих организаций и т.д.
Поскольку к легализации преступно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность, то и в процессе легализации нередко участвуют разветвленные устойчивые организованные группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Легализацией средств, добытых незаконным путем, может заниматься и преступное сообщество (преступная организация). Признав наличие преступного сообщества (преступной организации), занимающегося легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, организаторов и руководителей данного сообщества необходимо дополнительно привлечь к ответственности по части 1 статьи 210, а участников преступного сообщества (организации) — по части 2 статьи 210.
Закон признает легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, совершенную без квалифицирующих обстоятельств, преступлением небольшой тяжести; легализацию в крупном размере — средней тяжести; при наличии особо квалифицирующих обстоятельств легализации преступно приобретенного имущества в крупном размере — тяжким преступлением; а при наличии обстоятельств, указанных в части 4 статьи 174.1, — особо тяжким преступлением.
Отграничение от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.
Следует заметить, что рассматриваемое преступление сходно с преступлением, предусмотренным статьей 175 УК. В обоих случаях виновный заведомо знает, что совершает сделку с имуществом, полученным в результате совершения преступления другим лицом. Различие заключается в том, что в первом случае (статья 174 УК) виновный совершает сделку в целях придания этому имуществу легального характера. Во втором (статья 175 УК) — такая цель отсутствует. Если лицо, приобретшее такое имущество, затем принимает меры по его легализации, то в его действиях содержатся составы и 174, и 175 статей.