Принципы поведения субъектов хозяйствования на рынке
Сельское хозяйство как отрасль материального производства имеет ряд особенностей, отражающихся на его функционировании в условиях рыночной экономики. Самая первая из них связана с относительной иммобильность ресурсов, которая является барьером на пути перераспределения их (кроме трудовых ресурсов) из сельского хозяйства в промышленность и другие отрасли.
А это означает, что данная отрасль не принимает непосредственного участия в формировании средней нормы прибыли между отраслями. Теоретически можно представить, что при уменьшении доходов в сельском хозяйстве, которое может иметь место в действительности за снижения цен вследствие роста предложения сельскохозяйственной продукции, фермеры в поисках прибыльнее бизнеса перераспределят свои ресурсы в пользу других производств. В результате предложение сельскохозяйственной продукции уменьшится относительно спроса, следовательно, вырастут цены на нее, а с ними - и доходы сельских товаропроизводителей, уривноважуючись с размером доходов других отраслей.
Однако в реальной жизни такого перераспределения ресурсов не происходит, за исключением существенного оттока сельского населения в промышленность и сферу услуг, что имеет место во всех развитых странах.
Причина этого заключается в том, что человеческие ресурсы на селе хотя и сокращаются, но земельные участки, которыми они владели или на которых они работали, не будучи их владельцами, продолжают оставаться в сельскохозяйственном обороте. На них и далее производится сельскохозяйственная продукция, требующая от товаропроизводителей достаточного количества основного и оборотного капитала. Это мешает его перетеканию в другие отрасли. Более того, для обеспечения эффективности производства в условиях конкуренции сельские товаропроизводители должны осуществлять инвестиции с учетом фактических масштабов землепользования.
В этом как раз и проявляется иммобильность ресурсов сельского хозяйства. Благодаря этому, а также внедрению в производство достижений НТП предложение сельскохозяйственной продукции будет расти. Поэтому логично ожидать, что в таких условиях цены на сельскохозяйственную продукцию и доходы сельских товаропроизводителей будут иметь тенденцию к снижению.
Значительно усложняется процесс управления производством. Это обусловлено следующими причинами: 1) необходимостью развивать в аграрных предприятиях несколько товарных отраслей, которые существенно отличаются технологией и организацией производства;
2) разбросанность работников по большой территории, площадью нередко несколько тысяч гектаров земельных угодий и сложностью в связи принятие оперативных решений (распоряжений) в соответствии с изменением текущей производственной ситуации;
3) доступностью территории аграрных предприятий и их объектов посторонним лицам и необходимостью приложения дополнительных усилий для организации хранения собственного и арендованного имущества, выращенного урожая;
4) необходимостью привлечения сезонной рабочей силы в периоды совпадения сельскохозяйственных работ и трудностями управления ею в составе временных организационных звеньев, которые нередко усиливаются за низкой квалификации таких работников;
5) необходимостью удлинения рабочего дня работников аграрных предприятий с целью своевременного выполнения ими важных технологических операций в сжатые (оптимальные) агротехнические сроки и существование таких рабочих мест, в частности в молочном скотоводстве, характеризующихся разорванностью рабочего дня сотрудников.
Специфической особенностью сельского хозяйства является существование взаимозависимости и взаимодополняемости отдельных отраслей, требующий всестороннего обоснования отраслевой структуры предприятия. Проявлением этого качества является, в частности, то обстоятельство, что значительная доля продукции данной отрасли не приобретает товарную форму, а используется в последующих циклах воспроизводства.
Принципы поведения делятся на базовые и локальные.
Базовые принципы.
Принцип социального партнерства определяет любую развитую рыночную экономику как социально ориентированную. Это обусловлено тем, что предприятие как социально-экономическая целостность функционирует в определенном внешней среде.
Поэтому наряду с экономической функцией по производству продукции (оказания услуг) и получения в результате этого максимально возможной прибыли предприятие обязано уделять должное внимание социальному развитию не только своего трудового коллектива, но и местного населения. Социально ответственное поведение всех субъектов хозяйствования обеспечивает необходимый общественный консенсус, надежное партнерство предпринимателей и других социальных слоев населения, общественных организаций.
Принцип свободы предпринимательства обеспечивается правами предприятия в сфере осуществления его деятельности:
1) возможностью самостоятельной экономической деятельности трудовых коллективов;
2) самостоятельностью в организации производства и его ресурсного обеспечения безопасности;
3) независимостью в принятии любых хозяйственно - управленческих решений;
4) реальным правом распоряжаться собственным имуществом и полученным доходом.
Локальные принципы:
- общность коммерческих интересов и постоянного поиска способов максимального удовлетворения потребностей потребителей;
- взаимовыгодность деловых отношений, что предполагает достат ность прибыли для партнеров по хозяйственным договорам;
-равноправие во взаимоотношениях, которая означает одинаковую ответственность за нарушение условий договора, альтернативу выбора контрагентов;
-стремление к постоянному инвестированию в производство и создание новых рабочих мест;
-подчинение кратковременных целей интересам поддержания прочного экономического положения предприятия в длительной перспективе.
Заключение
Организационно-правовая форма предприятия представляет собой систему нормативных правил, определяющих взаимоотношения предприятия с государством, с субъектами предпринимательства, с внутренними структурными подразделениями предприятия.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия. Выбор этой формы зависит от личных интересов и возможностей предпринимателя и, в основном, определяется следующими условиями:
сферой деятельности;
наличием финансовых ресурсов;
состоянием рынка;
предпочтительными качествами организационно-правовой формы предприятия.
Анализируя нормативно-правовые документы как основу создания частного предприятия, можно сделать вывод о том, что частное предприятие, организуемое на собственности отдельного гражданина, с целью получения прибыли и с правом найма работников, может быть создано в форме:
общества с ограниченной ответственностью;
общества с дополнительной ответственностью;
арендного предприятия;
франчайзингового предприятия;
акционерного общества;
крестьянского (фермерского) хозяйства.
Список использованной литературы
1.Менар К. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996.
2.Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (Опыт России и Беларуси) Под редакцией д. э. н., проф. М. А. Портного. «МОНФ». М, 2000.
3.Мст. Афанасьев, П. Кузнецов, А. Фоминых, Корпоративное управление глазами директората по материалам обследований 1994-1996г. г. // "Вопросы экономики", 1997.
4.Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Под ред. проф. Власовой. «Финансы и статистика». М, 1994.
5. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. // Теория фирмы. СПб.: Экономическая школа, 1995.
6.Экономическая теория. Под.общ. ред. проф. Чепурина. Изд-во: «Аса». Киров, 1995.