Тема 15. Принудительное разделение (выделение) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность

1. Понятие разделения (выделения) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

2. Антимонопольные требования, осуществление государственного контроля.

3. Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию.

В первом вопросе необходимо раскрыть понятие юридического лица как основной правовой категории данной темы, выделить особенности юридических лиц различных форм собственности, разделив на коммерческие и некоммерческие соответственно. Вместе с тем, определить понятие реорганизации юридических лиц, перечислить и определить особенности видов реорганизации, указать, какая форма юридического лица и каким образом может быть реорганизована, чье согласие и в каком случае необходимо. Особенно выделить, разделение хозяйствующего субъекта на несколько новых лиц и выделение нового лица из остающегося, дать гражданско-правовую оценку данным процессам.

Во втором вопросе указать, что антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.

Определить, что понимается под систематическим осуществлением монополистической деятельности.

Установить, при наличии каких условий принимается предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации, оценить с правовой позиции антимонопольного законодательства каждое из названных условий, указав негативные практические последствия. В частности, если это ведет:

1. К развитию конкуренции;

2. Возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

3. Отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

4. Возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Необходимо также обозначить процессуальное значение данного ненормативного акта (предписания антимонопольного органа), указав, какие требования могут в нем содержаться как они должны быть исполнены, в какой срок, какой ответственности может быть подвергнуто лицо, не исполнившее в срок предъявленные требования.

Третий вопрос темы раскрывает институт государственного контроля за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию. Здесь нужно указать, что хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства. Далее определить, как построена работа с указанными заявлениями антимонопольного органа, его полномочия, сроки рассмотрения, результат деятельности. Для этого необходимо указать, что при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, либо уполномоченным из их числа в антимонопольный орган также представляется информация в соответствии с перечнем информации, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

Вопрос для обсуждения: Как соотноситься институт принудительного разделения (выделения) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность с основным правовым и конституционным принципом – свободы осуществления предпринимательской деятельности?

Тема для доклада:Процесс реорганизации: основания, содержание, правовые последствия. Особенности разделения (выделения) хозяйствующих субъектов.

Законодательство:

1. Конституция Российской Федерации от 12 февраля 1993г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 апр. 1999г. – Ч. 1, 2. – М., 1999. – 228 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 256 с.

4. Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22.03.1991 № 948-I // Ведомости СНД и ВС РСФСР . – 1991. – № 16. – Ст. 499.

Судебная практика:Извлечение из обзора арбитражной практики ВАС РФ: При пресечении монополистической деятельности не действуют ограничения, установленные Законом о конкуренции для отдельных видов антимонопольного контроля. // Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ». – № 11. – 2003. – часть 2.

Наши рекомендации