Дискуссий и деловых игр
Система изучения курса складывается из разнообразных форм усвоения учебного материала. По общему замыслу на лекциях студенты должны уяснить сущность изучаемой темы курса, ее взаимосвязь с другими отраслями права. На семинарских занятиях полученные на лекциях знания должны быть углублены на основе изучения теоретических вопросов темы.
Ценность практических занятий как формы обучения заключается в том, что они предусматривают самостоятельное изучение студентами литературы и нормативных материалов по темам, предусмотренным программой курса.
Цель семинарского (практического) занятия состоит в приобретении будущим специалистом в сфере юриспруденции практических навыков применения норм предпринимательского права к максимально приближенным к жизни ситуациям.
В процессе практических занятий студенты решают казусы, разбираются в ситуациях, возникающих в судебной, арбитражной практике, составляют гражданско-правовые документы. Основное внимание при этом должно быть уделено изучению законодательства и практике его применения. Задачи, предлагаемые студентам, должны решаться с обязательной письменной мотивировкой, со ссылками на нормы ГК РФ, Федеральных законов, Указов Президента РФ и иные нормативные правовые акты. Приступая к решению задач, студенты должны, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела. Далее необходимо внимательно проанализировать доводы сторон и дать им оценку с точки зрения действующего законодательства.
Занятие 1. Понятие предпринимательского права (семинар)
Вопросы:
1. История развития предпринимательской деятельности
2. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательства.
3. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
4. Понятие предпринимательского права. Отграничение предпринимательского права от других отраслей права.
5. Отношения, регулируемые предпринимательским правом.
6. Частно-правовые и публично правовые средства регулирования предпринимательской деятельности
7. Принципы предпринимательского права.
Тема доклада: Понятие и источники права.
Задание
Задача 1. В каком соотношении находятся следующие понятия: экономическая деятельность, хозяйственная, предпринимательская деятельность, торговая и коммерческая деятельность?
Задача 2. Приведите примеры федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие которых непосредственно предусмотрено соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ.
Задача 3. Приведите примеры практической реализации принципов предпринимательского права.
Задача 4. Гражданин Лукин, проживающий на хуторе в одном из районов Калининградской области, в течение двух лет скупал лом алюминия, меди и других цветных металлов, складируя его на площадке около дома. В общей сложности Лукин скупил 3 т алюминия, 2 т меди и 3 т других металлов.
Деятельность Лукина была прервана работниками милиции. Перепродать лом цветных металлов по более высокой цене и получить прибыль от такой деятельности он не успел.
В вину Лукину было поставлено осуществление деятельности без государственной регистрации и соответствующей лицензии. Лукин же полагает, что его деятельность нельзя квалифицировать как предпринимательскую, поскольку в его действиях отсутствуют такие признаки предпринимательской деятельности, как реальное получение прибыли, достигаемое только при продаже скупленного лома цветных металлов, а также систематичность, которая должна выражаться в виде повторяющихся циклов торгового оборота от скупки товара и его продажи. Кроме того, Лукин указывал, что согласно п.2 ст.213 ГК РФ количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается и он мог быть собственником любого количество металлолома.
Назовите признаки предпринимательской деятельности. Дайте юридический анализ приведенным аргументам.
Занятие 2. Источники предпринимательского права (семинар)
Вопросы:
1. Классификация источников предпринимательского права
2. Конституционные основы предпринимательского права.
3. Кодифицированные акты в системе источников предпринимательского права. Значение Гражданского кодекса для регулирования предпринимательских правоотношений.
4. Система законов, регулирующих предпринимательские правоотношения.
5. Международно-правовые акты в системе регулирования предпринимательской деятельности.
6. Обычаи делового оборота.
Задание
Задача 1
Приведите примеры федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие которых непосредственно предусмотрено соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ.
Задача 2
Найдите в Гражданском кодексе РФ нормы, которые устанавливают в отношении предпринимателей особые требования и правила, отличные от требований и правил, предусмотренных для других субъектов гражданского оборота.
Занятие 3. Предпринимательские правоотношения (семинар, «контрольная – летучка»)
Вопросы:
1. Понятие и содержание предпринимательских правоотношений.
2. Основания возникновения предпринимательских правоотношений.
3. Критерии классификации и виды предпринимательских правоотношений.
Задача 1
Общество с ограниченной ответственностью приобрело в магазине хозяйственный инвентарь и оплатило его наличными деньгами.
Какое правоотношение здесь возникло?
Задача 2
Производственный кооператив “Крона-К” при производстве своей продукции воспользовался фирменным наименованием другого производственного кооператива без его согласия.
Каковы действия производственного кооператива «Крона-К»?
Назовите объект предпринимательских правоотношений, фигурирующий в данном случае.
«Контрольная-летучка» (10- 15 минут в конце занятия)
Цель проведения – определить степень усвоения студентами таких важных категорий, как «субъекты и объекты предпринимательского права», «корпоративные отношения».
Занятие 4. Субъекты предпринимательского права (семинар, практическое занятие)
Вопросы:
1. Понятие и признаки субъекта предпринимательской деятельности.
2. Особенности правового положения индивидуального предпринимателя, без образования юридического лица.
3. Юридические лица как субъекты предпринимательских правоотношений.
4. Средства индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности.
5. Организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности.
6. Правовое положение объединений юридических лиц.
7. Субъекты предпринимательской деятельности с особым правовым статусом.
8. Понятие и способы учреждения субъектов предпринимательской деятельности. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
9. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности. Формы реорганизации, их особенности. Гарантии прав кредиторов.
10. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности.
Контрольные вопросы (письменное задание):
1. Какие организационно-правовые формы предусмотрены для занятия предпринимательской деятельности?
2. Составьте сравнительную таблицу АО,ООО, ЗАО.
Задачи
Задача 1. Муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, решило создать дочернее предприятие на базе своего филиала, находящегося в другом населенном пункте. Трудовой коллектив филиала обратился с просьбой принять членов трудового коллектива в соучредители до соучредители дочернего предприятия.
Какое решение должно быть принято по ходатайству трудового коллектива?
В каких случаях предприятие является дочерним?
Является ли дочернее предприятие юридическим лицом?
В чем отличие дочернего предприятия от филиала?
Чем отличается дочернее предприятие от дочернего общества?
Задача 2. В 2011 году группой учредителей был создан коммерческий банк. После получения лицензии, банк успешно начал свою деятельность на валютном и фондовых рынках, получал значительную прибыль. Однако в августе 2012 г. в результате финансового кризиса доходы банка стали катастрофически падать. Учредители приняли решение о ликвидации банка.
Правомерны ли действия учредителей?
Каким образом должна осуществляться ликвидация?
Задача 3.Для достижения единой хозяйственной цели два юридических лица Российской Федерации и испанская фирма решили создать полное товарищество.
Может ли по российскому законодательству создаваться такое юридическое лицо с участием иностранного партнера? Если да, то в каком порядке будет осуществляться регистрация такого субъекта?
Задача 4.Гражданин Бунин в возрасте 15 лет решил стать главой фермерского хозяйства. Но предварительно Бунин решил проконсультироваться у своего знакомого юриста о правовой возможности реализации своего плана.
Какой ответ должен дать юрист на основе общих и дополнительных требований, предъявляемых к главе фермерского хозяйства?