Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
Экономическое обоснование льгот, предоставляемых малым предприятиям
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентоспособной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и быстрая приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность оперативно изменять структуру производства, в короткие сроки создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Малые предприятия играют большую роль не только в создании рабочих мест, но и в том, что они представляют эти места более эффективно, чем крупные компании.
Однако малый бизнес проигрывает в конкурентной борьбе с крупными предприятиями в силу ряда факторов. Сюда можно отнести меньшую производственную мощь, меньший объем финансов. Крупные фирмы имеют постоянный рынок сбыта, более устойчивы к неблагоприятным ситуациям. Крупные фирмы диктуют свои правила на рынке, они устанавливают уровень цен, имеют больший ассортимент товаров. Кроме того, крупные предприятия более конкурентоспособны в силу того, что они могут снижать продажную цену товара до минимума и получать прибыль за счет огромных продаж.
Малый бизнес не обладает таким набором средств. Именно поэтому, для того чтобы хоть как - то выровнять положение малых предприятий по сравнению с крупными фирмами, появляется необходимость льгот для малого бизнеса.
Существенно возрастет роль малых предприятий, если они получат государственную поддержку на этапах своего становления и развития. Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце 70-х – начале 80-х годов. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляются специализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно развивается финансовая структура обслуживания малых предприятий.
В России также понимается необходимость льгот, и поэтому создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 года был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, главной задачей которого является разработка способов поддержки малого бизнеса. Политика государственной поддержке малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот и упрощения системы учета и отчетности, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, создание фондов финансовой поддержки.
Налоговые льготы
Российское налоговое законодательство предусматривает определенные льготы для малых предприятий. В настоящее время вопросы налогообложения предпринимательской деятельности регулируются федеральным законодательством о налогах и сборах, а именно Налоговым кодексом РФ. При этом некоторые положения, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, содержатся в Федеральном законе от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». По отдельным видам налогов Налоговый кодекс предоставляет возможность местным властям устанавливать льготы для тех или иных категорий налогоплательщиков или принимать расширенные перечни льгот.
Четырехлетний мораторий
Согласно ст.9 Закона № 88-ФЗ, в случае, если в изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, указанные субъекты в течении первых четырех лет своей деятельности подлежали налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Налог на прибыль
Льготы по налогу на прибыль упразднены с01.01.2002 года (даты введения в действие гл.25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса РФ). Вместе с тем ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 года № 110-ФЗ указано, что предусмотренные п.4 ст.6 ранее действовавшего Закона РФ от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона № 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который они были предоставлены. Тем же законом о налоге на прибыль малым предприятиям была предоставлена льгота, в соответствии с которой в первые два года работы освобождаются от уплаты налога на прибыли малые предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предприятия, занятые в строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от этих видов деятельности не составляет 70% от общей суммы выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы такие предприятия уплачивают налог в размере 25% и 50% соответственно от установленной ставки налога на прибыль, при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет менее 90% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).