Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами
Имущественный вред, причиненный гражданину или ЮЛ в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
Условия возмещения вреда (д/б в совокупности):
1) противоправность действий или бездействия органов публичной власти или их должностных лиц, которую должен доказать потерпевший, т.е. противоречие действий названных органов и лиц не только закону, но и иным правовым актам.
а) действия должностных лиц, состоят в их противоправном поведении, в устных или письменных распоряжениях. Причинение вреда действиями органов публичной власти возможно главным образом в форме принятия (издания) ими какого-либо властного, правового акта,
i) причиной вредоносного результата д/б именно акт власти.
ii) акт власти м/б совершен лишь тем, кто относится к числу должностных лиц.
iii) должностное лицо выступает в качестве такового, а следовательно, и обладает правом на принятие актов власти лишь при исполнении служебных обязанностей.
б) бездействие - неисполнение органами власти своих обязанностей. Например, неправомерный отказ в выдаче необходимого разрешения или документа, отказ в государственной регистрации и т.д., повлекшие имущественный вред для потерпевшего.
2) вина причинителя вреда – органа власти или должностного лица, которая предполагается. Особые требования к установлению вины причинителя вреда предъявляются в случае его причинения при осуществлении правосудия (т.е. судьями в результате рассмотрения и разрешения ими конкретных гражданских и уголовных дел). Такой вред может быть возмещен только при установлении вины судьи в вынесении незаконного решения (приговора или иного судебного акта) приговором суда, вступившим в законную силу. При отсутствии такого приговора возмещение вреда исключается. Т.о. правило, устанавливающее презумпцию вины причинителя вреда, здесь не действует.
Главная особенность - в качестве причинителей вреда выступают органы публичной власти либо обладающие властными полномочиями их должностные лица, действующие на основании и во исполнение своих властных (публичных) функций.
Речь идет о действиях любых органов всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – РФ, ее субъектов, а также ОМСУ, которые хотя и не относятся к государственным органам, но наделены законом определенными властными (публичными) функциями.
Непосредственными причинителями вреда являются должностные лица.
Должностные лица - граждане, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти (например, в области охраны общественного порядка) либо занимающие во властных органах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций вне этих органов.
В случае причинения вреда должностным лицом деликтная ответственность возникает у соответствующего государственного (муниципального) органа, т.е. непосредственный причинитель и субъект деликтного обязательства в данной сфере не совпадают.
Все иные организации, в том числе государственные и муниципальные учреждения, не являющиеся государственными органами или органами местного самоуправления (учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д.), и их должностные лица отвечают за причиненный ими вред по правилам ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником. Это же относится и к случаям причинения вреда работниками государственных органов или органов местного самоуправления, не обладающими властными функциями вне этих органов (например, начальник охраны министерства или ведомства, завхоз управления) и потому не участвующими в административно-властных отношениях либо не являющимися должностными лицами (например, водитель служебного автомобиля).
Потерпевшимм/б любое лицо, как физическое, так и юридическое.
Вред возмещается за счет соответствующей казны– РФ, ее субъекта или МО.
Ответчиком по делу является РФ или ее субъект либо МО в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
РФ, ее субъект, МО, возместившие потерпевшему вред, имеют право регресса к непосредственному причинителю (если его вина установлена вступившим в законную силу приговором суда) в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом, в частности трудовым законодательством.
Билет 5
Право общей долевой собственности (понятие, основания возникновения). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности и долей в общем имуществе.
Право общей долевой собственности - право 2х и более лиц сообща (в определенных долях) по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им единой вещью.