Вопрос Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Современный Гражданский кодекс предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Режим такой ответственности зависит от сферы деятельности соответствующих органов. Если эта сфера лежит в области государственного или местного управления, ответственность регулируется ст. 1069 ГК РФ. Если деятельность соответствующих органов заключается в осуществлении расследования преступлений, административных правонарушений и правосудия, применяются нормы ст. 1070 ГК РФ. Проанализируем вначале ст. 1069 ГК РФ. Поскольку эта норма не содержит специальных оговорок о составе этого вида правонарушений, следует вывод, что ответственность по этой норме наступает при наличии полного состава (генерального деликта), т.е. для наступления ответственности необходимо наличие всех четырех оснований. Изучение этой статьи позволяет выделить следующие особенности ответственности за вред, причиненный в таком случае:1. Названная статья особо определяет субъектный состав этого деликта: в качестве потерпевшего может выступать любое физическое либо юридическое лицо, в качестве причинителя – государственный орган, орган местного самоуправления или должностные лица этих органов. Имеются в виду органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), названные в ст. 10 Конституции РФ, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). Определения должностного лица ГК не содержит. Легальное понятие этого термина раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ: «Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ». 2. Анализируемая статья акцентирует внимание и на форме вредоносного деяния. Оно может выражаться как в незаконном действии, бездействии, так и в издании неправомерного акта. 3. Вред возмещается за счет средств соответствующей казны (федеральной, казны субъекта федерации или муниципального образования). Согласно ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы либо другие органы, если эта обязанность возложена на них в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ. Очевидно, что государство или муниципальное образование приобретают право регресса по отношению к должностному лицу, за действия которого они ответили. Размер регрессных требований может быть изменен законом (п. 1 ст. 1081 ГК РФ). Теперь рассмотрим ст. 1070 ГК РФ. Анализ этой и других норм позволяет сделать вывод о следующих особенностях данного вида деликта: Во-первых, особым является субъектный состав сторон. В качестве потерпевшего выступает только гражданин. В качестве причинителя вреда – только органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и их должностные лица. В качестве стороны, обязанной возмещать вред, выступает, как правило, финансовый орган, представляющий федеральную казну, а в случаях, предусмотренных законом, - казну субъекта или муниципального образования. Во-вторых, имеет значение вид действий названных органов, результатом которых явился вред, и их законность. Эти действия должны выражаться в виде: а) осуждения, б) привлечения к уголовной ответственности, в) применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, г) наложения административного взыскания в виде административного ареста или исправительных работ. Эти действия должны быть незаконными. Их незаконность устанавливается соответственно оправдательным приговором (ст. 309 УПК); постановлением о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления (п. 1 ст. 5 УПК), за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ст. 5 УПК) или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК); отменой постановления суда (судьи) с прекращением дела об административном правонарушении (ст. 274-276 КоАП). Если эти действия отвечают двум названным требованиям, то вред, причиненный ими, возмещается независимо от вины соответствующего органа (должностного лица) в полном объеме в порядке, установленном законом. До настоящего времени такой закон не принят. Поэтому применяются в части, не противоречащей ГК РФ, действовавшие до его принятия нормативные акты. Такими актами являются: Указ Президиума ВС СССР от 18 мая 1981 г. № 4892-X "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" и инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (утв. Минюстом СССР, Прокуратурой СССР и Минфином СССР по согласованию с Верховным Судом СССР, МВД СССР и КГБ СССР 2 марта 1982 г.). Названными Положением и Инструкцией установлен особый порядок возмещения ущерба. Он заключается в следующем: по обращению потерпевшего гражданина к соответствующим органам они не позднее чем в месячный срок определяют размер возмещения и выносят постановление (определение) о его выплате, возврате имущества и восстановлении прав. Согласно п. 7 названной Инструкции возмещению подлежат: заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий; пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы; имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест; штрафы, взысканные во исполнение приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями; суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.





При несогласии потерпевшего с размером возмещения он вправе обратиться в суд. Возмещение выплачивается соответствующим финансовым органом, представляющим соответствующую казну. Пенсии и социальные пособия, выплата которых была приостановлена, выплачиваются органами социального обеспечения и социальной защиты. Если вред причинен гражданину иными незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и их должностными лицами, то он возмещается по правилам ст. 1069 ГК РФ, т.е. при наличии полного состава деликта и соответствующим финансовым органом, представляющим соответствующую казну. Но здесь есть одна особенность. Она выражается в том, что вина судьи в причинении вреда должна быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда. Следовательно, вина других должностных лиц (дознавателей, следователей, прокурорских работников) устанавливается в процессе гражданского судопроизводства. В-третьих, в случае возмещения государством или муниципальным образованием вреда, причиненного перечисленными в п. 1 ст. 1070 ГК РФ действиями должностных лиц, право регресса возникает, только если вина причинителя установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 3 ст. 1081 ГК РФ). Понятно, что возмещение вреда, причиненного иными действиями, образует право регресса в соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ.

Наши рекомендации