Налоговое прогнозирование в РФ (определения, виды, участники)
1. С позиции государства и Органов местного самоуправления:
Основная задача Н.Пр. – определение экономических обоснований размера поступлений налогов в бюджет и во внебюджетные фонды на заданный период.
Н.Пр. служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, для обоснованного составления проектов бюджетов, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения бюджетов.
В то же время Н.Пр. строится в соответствии с прогнозами важнейших социально-экономических показателей развития экономики, таких как:
ü Прирост/ снижение ВВП
ü Цены на нефть
ü Прибыль в целом
ü В разделе отраслей
При прогнозе поступлений налогов Государство ориентируется на максимально высокий уровень их поступлений, что связано с постоянным ростом потребностей.
Необходимо так же учитывать уровень изъятия, за пределом которого налог могут привести к свертыванию предпринимательской деятельность (кривая Лаффера).
Таким образом, н. пр. на уровне государства и н/пл. представляет собой процесс суммирования будущих налогов, отражает противоречивость в сущности налога.
2. С позиции налогоплательщика:
Основная задача Н.Пр. – определение объема налогов, подлежащих уплате.
Н. пр. является частью финансового прогнозирования их деятельности. И означает оптимизацию налоговых платежей. (Оптимизация - это не только минимизация, но и правильность соотношение по срокам).
Классификация:
§ Оперативное н. пр.
Осуществляется на месяц/ квартал (Минфин и Фин. Орг. Регионов)
§ Краткосрочное н.пр.
Осуществляется на год. (Минфин и Фин. Орг. Регионов и Местн.)
Служит основой для составления проектов федерального, регионального, местного бюджетов на очередной финансовый год.
Прогнозируемее налоговые показатели включаются в доходную часть бюджета и утверждаются в виде закона о бюджете.
§ Среднесрочное/долгосрочное н.пр.
Является составной частью прогноза макроэкономических показателей и разрабатывается на федеральном уровне министерством экономического развития (Набиуллина).
Концепция социально-экономического развития до 2020г.: Инновационный, сырьевой, инерционный.
Н.пр. играет активную роль в налоговой и бюджетной политике государства.
38.Сущность и этапы налогового планирования на предприятии.
Обход налогов – это ситуация, в которой лицо не является н.пл. в силу различных причин. В теории существует 2 способа обхода:
1. законный – налоговое планирование.
2. незаконный – налоговое правонарушение.
Налоговое планирование:
– это законный способ ухода от налогов с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения нал. обязательств для максимизации доходов физ. и юр. лиц.
- это такое формирование хоз. деятельности, б.у. и фин. Результатов, которое при прочих равных условиях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и сборов.
- это признание за каждым н.пл. права применять все допустимые законом средства, приемы и способы, в т.ч. пробелы в законодательстве, для максимального сокращения своих нал. обязательств.
Применение налогового планирования в деятельности фирмы и деловых отношениях создает следующие важные преимущества для бизнеса:
1. прояснение возникающих проблем.
2. возможность подготовки и использования будущих благоприятных условий.
3. подготовка фирмы к изменениям во внешней среде.
4. обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйственных субъектов.
5. повышение финансовой устойчивости и ценности предприятия.
Формы нал. планирования:
· Внутреннее: включает мониторинг налогов; планирование элементов нал.; текущий контроль за нал. обязат-ми предприятия.
· Внешнее: состоит в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей планирования.
Ключевую роль в нал. планировании играет аналитическая стадия сбора и обработки информации для выработки управленческих решений.
Этапы налогового планирования
Все организационно-хозяйственные и финансовые ситуации, которые могут являться предметом налогового планирования можно разделить на:
· в начале организации хоз. субъекта
· текущая деятельность хоз. субъекта.
На практике этапы нал. планирования могут использоваться последовательно, в совокупности или в отдельности в зависимости от того создается предприятие или уже действует.
На 1ом этапе н.пл. осуществляется формирования целей и задач предприятия в начале его организации: решение вопроса о выборе сферы деятельности с возможностью использования нал. льгот, предоставленных законодательно.
На 2ом этапе происходит принятие решения по наиболее выгодному с нал. т. зр. положению самого предприятия: его руководящих органов, филиалов и представительств, дочерни организации, исходя из особенностей и режимов отдельных регионов страны и зарубежных стран.
На 3ем этапе – выбор организационно-правовой формы деятельности.
На 4ом этапе происходит текущее н. пл. и заключается:
· использование предоставленных нал. льгот по каждому из налогов с учетом изменения нал. законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.
· Анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, использование оптимальных форм договоров, построение различных схем хозяйствования, планирование возможных форм сделок с учетом получения максимальных фин. результатов.
· Разработка учетной политики предприятия для целей оптимально н.о.
· Использование возможности изменения сроков уплаты н. и сб.
· Грамотное и юридически безупречное ведение б.у., контроль за сроком уплаты н., грамотное использование различий бух., нал. и управленческого учетов.
На 5ом этапе принимается решение о наиболее рациональном размещении активов и прибыли предприятия и аккумулирования средств, т.к. правильное размещение прибыли и капитала позволяют получить дополнительные нал. льготы, а в отдельных случаях обеспечит возврат части уплаченных налогов.
На 6ом этапе - контроль, анализ и оценка нал. планирования.