Налоговое прогнозирование в РФ (определения, виды, участники)

1. С позиции государства и Органов местного самоуправления:

Основная задача Н.Пр. – определение экономических обоснований размера поступлений налогов в бюджет и во внебюджетные фонды на заданный период.

Н.Пр. служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, для обоснованного составления проектов бюджетов, для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения бюджетов.

В то же время Н.Пр. строится в соответствии с прогнозами важнейших социально-экономических показателей развития экономики, таких как:

ü Прирост/ снижение ВВП

ü Цены на нефть

ü Прибыль в целом

ü В разделе отраслей

При прогнозе поступлений налогов Государство ориентируется на максимально высокий уровень их поступлений, что связано с постоянным ростом потребностей.

Необходимо так же учитывать уровень изъятия, за пределом которого налог могут привести к свертыванию предпринимательской деятельность (кривая Лаффера).

Таким образом, н. пр. на уровне государства и н/пл. представляет собой процесс суммирования будущих налогов, отражает противоречивость в сущности налога.

2. С позиции налогоплательщика:

Основная задача Н.Пр. – определение объема налогов, подлежащих уплате.

Н. пр. является частью финансового прогнозирования их деятельности. И означает оптимизацию налоговых платежей. (Оптимизация - это не только минимизация, но и правильность соотношение по срокам).

Классификация:

§ Оперативное н. пр.

Осуществляется на месяц/ квартал (Минфин и Фин. Орг. Регионов)

§ Краткосрочное н.пр.

Осуществляется на год. (Минфин и Фин. Орг. Регионов и Местн.)

Служит основой для составления проектов федерального, регионального, местного бюджетов на очередной финансовый год.

Прогнозируемее налоговые показатели включаются в доходную часть бюджета и утверждаются в виде закона о бюджете.

§ Среднесрочное/долгосрочное н.пр.

Является составной частью прогноза макроэкономических показателей и разрабатывается на федеральном уровне министерством экономического развития (Набиуллина).

Концепция социально-экономического развития до 2020г.: Инновационный, сырьевой, инерционный.

Н.пр. играет активную роль в налоговой и бюджетной политике государства.

38.Сущность и этапы налогового планирования на предприятии.

Обход налогов – это ситуация, в которой лицо не является н.пл. в силу различных причин. В теории существует 2 способа обхода:

1. законный – налоговое планирование.

2. незаконный – налоговое правонарушение.

Налоговое планирование:

– это законный способ ухода от налогов с использованием предоставленных законом льгот и приемов сокращения нал. обязательств для максимизации доходов физ. и юр. лиц.

- это такое формирование хоз. деятельности, б.у. и фин. Результатов, которое при прочих равных условиях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и сборов.

- это признание за каждым н.пл. права применять все допустимые законом средства, приемы и способы, в т.ч. пробелы в законодательстве, для максимального сокращения своих нал. обязательств.

Применение налогового планирования в деятельности фирмы и деловых отношениях создает следующие важные преимущества для бизнеса:

1. прояснение возникающих проблем.

2. возможность подготовки и использования будущих благоприятных условий.

3. подготовка фирмы к изменениям во внешней среде.

4. обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйственных субъектов.

5. повышение финансовой устойчивости и ценности предприятия.

Формы нал. планирования:

· Внутреннее: включает мониторинг налогов; планирование элементов нал.; текущий контроль за нал. обязат-ми предприятия.

· Внешнее: состоит в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей планирования.

Ключевую роль в нал. планировании играет аналитическая стадия сбора и обработки информации для выработки управленческих решений.

Этапы налогового планирования

Все организационно-хозяйственные и финансовые ситуации, которые могут являться предметом налогового планирования можно разделить на:

· в начале организации хоз. субъекта

· текущая деятельность хоз. субъекта.

На практике этапы нал. планирования могут использоваться последовательно, в совокупности или в отдельности в зависимости от того создается предприятие или уже действует.

На 1ом этапе н.пл. осуществляется формирования целей и задач предприятия в начале его организации: решение вопроса о выборе сферы деятельности с возможностью использования нал. льгот, предоставленных законодательно.

На 2ом этапе происходит принятие решения по наиболее выгодному с нал. т. зр. положению самого предприятия: его руководящих органов, филиалов и представительств, дочерни организации, исходя из особенностей и режимов отдельных регионов страны и зарубежных стран.

На 3ем этапе – выбор организационно-правовой формы деятельности.

На 4ом этапе происходит текущее н. пл. и заключается:

· использование предоставленных нал. льгот по каждому из налогов с учетом изменения нал. законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.

· Анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, использование оптимальных форм договоров, построение различных схем хозяйствования, планирование возможных форм сделок с учетом получения максимальных фин. результатов.

· Разработка учетной политики предприятия для целей оптимально н.о.

· Использование возможности изменения сроков уплаты н. и сб.

· Грамотное и юридически безупречное ведение б.у., контроль за сроком уплаты н., грамотное использование различий бух., нал. и управленческого учетов.

На 5ом этапе принимается решение о наиболее рациональном размещении активов и прибыли предприятия и аккумулирования средств, т.к. правильное размещение прибыли и капитала позволяют получить дополнительные нал. льготы, а в отдельных случаях обеспечит возврат части уплаченных налогов.

На 6ом этапе - контроль, анализ и оценка нал. планирования.

Наши рекомендации