Правовое регулирование иностранных инвестиций

В преамбуле Закона об иностранных инвестициях подчеркивается, что данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике международного сотрудничества.

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Отметим, что не все цели, о которых говорится в преамбуле Закона, в нем отражены.

Новый Закон об иностранных инвестициях, как следует из ст. 1, регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. исключает из сферы своего действия отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках и банковской деятельности и законодательством о страховании. Это объясняется спецификой банковской и страховой деятельности. Однако в литературе по этому поводу обоснованно критикуется изъятие из сферы действия рассматриваемого Закона инвестиций в страховой и банковский бизнес: общие гарантии прав инвесторов должны распространяться и на инвесторов, размещающих свои капиталы в кредитные и страховые организации. Речь идет именно о гарантиях, а не о специфике банковских и страховых отношений <1>.

Указанные в предыдущей главе учебника федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций на территории РФ.

Например, ст. 5 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений" называется "Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации".

Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ч. 2 ст. 3 Закона об иностранных инвестициях). По предметам совместного ведения законодательство субъектов РФ не должно противоречить федеральным законам.

Например, в конкурсах и аукционах на право инвестировать в строительный комплекс Москвы, а также выступать в качестве подрядчиков в соответствии с московским законодательством участвуют как российские, так и иностранные лица.

Важное значение в правовом регулировании инвестиционной и предпринимательской деятельности иностранных лиц в России имеют международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

Среди международных договоров весьма распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения существуют у Российской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения РФ в качестве субъекта международного права.

Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций предусматривают обязательства принимающего на своей территории иностранные инвестиции государства:

- создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности;

- осуществлять надлежащую защиту иностранной собственности;

- обеспечивать перевод доходов в свободно конвертируемую валюту;

- гарантии рассмотрения споров в международном арбитраже;

- гарантии компенсаций в случае национализации и др.

В соглашениях может предусматриваться право иностранного инвестора предъявлять иски к РФ в иностранных судах и в арбитраже по инвестиционным спорам.

Например, в ст. 9 Соглашения РФ с Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капитальных вложений от 9 апреля 1996 г. <1> говорится:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 758.

если спор между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение:

а) в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено;

б) арбитраж, создаваемый в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

в) любой иной арбитраж, о котором договорятся стороны в споре.

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" <1> одобрено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 25. Ст. 2578 (с изм. от 11 апреля 2002 г.).

Из многосторонних международных конвенций наибольшую значимость имеет Сеульская (Сеул, 1985 г.) конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая ратифицирована Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г. <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 22.

Основная идея Конвенции - стимулирование инвестиций в производительных целях между странами - членами Многостороннего агентства и особенно в развивающиеся страны путем предоставления Агентством гарантии инвесторам компенсировать их убытки от рисков некоммерческого характера. Агентство - международная организация, являющаяся юридическим лицом. Предоставляемые ею гарантии членам этой организации - страхование инвестиций от некоммерческих рисков, которые могут произойти в принимающей инвестиции стране.

Указанные гарантии распространяются:

- на риск, связанный с переводом валюты;

- на риск экспроприации или аналогичных мер;

- на риск нарушения договора с инвестором правительством принявшей инвестиции страны при условиях, указанных в Конвенции, в частности в случае, когда судебный или арбитражный орган не принимает в разумные сроки решения по иску инвестора к правительству об отказе от договора или его нарушении;

- риск войны и гражданских беспорядков.

Агентство (страховщик) и инвестор (страхователь) заключают договор страхования, который по терминологии Конвенции именуется договором о гарантии.

До заключения договора члены Агентства подают ему заявление на получение гарантии, которое регистрируется Агентством.

Агентство, прежде чем будет принято решение о предоставлении гарантии, удостоверяется:

- в экономической обоснованности капиталовложения и его вкладе в развитие принимающей страны;

- в соответствии капиталовложения законодательству принимающей инвестиции страны;

- в существовании условий для инвестирования в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к инвестированию и правовой защиты инвестиций.

После выплаты или согласия на выплату компенсации инвестору - стороне договора о гарантии инвестиций с Агентством Агентству уступаются права требования, связанные с гарантированными капиталовложениями в отношении принявшей инвестиции страны или других должников. Таким образом, применяется цессия, весьма распространенная в страховом праве. В результате цессии Агентство в качестве цессионария приобретает такие же права, какие имел инвестор.

17.1.2. Понятие и виды иностранных инвестиций

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), имеющих денежную оценку, а также услуг и информации.

Как видим, к капиталу здесь отнесены не только имущество и имущественные права, но также информация и услуги. Однако надо иметь в виду, что в качестве вклада в уставные, складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ нельзя, например, внести информацию, а только имеющее денежную оценку право на информацию, нельзя внести услугу. Объектом передачи могут быть только вещи, имущественные права, другие права, имеющие денежную оценку (п. 6 ст. 66 ГК РФ). А вот если речь идет о простом товариществе, то вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе профессиональные и иные знания, а также деловая репутация и деловые связи (ст. 1042 ГК РФ). Следовательно, при такой договорной форме инвестиций, как договор простого товарищества (о совместной деятельности), в качестве инвестиции могут быть и услуги. Если же речь идет об информации, то в качестве вклада передается информация, составляющая коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ). Информация передается на соответствующем материальном носителе на основании договора с контрагентом в объеме и на условиях, предусмотренных договором, включая условие о соблюдении контрагентом мер по охране конфиденциальности информации. В результате у контрагента возникает производное право на информацию, переданное ему обладателем информации.

По договору право на информацию может быть передано в полном объеме с отказом от него первичного правообладателя, либо пользователю передается право на использование информации в течение определенного срока с сохранением права на нее правообладателя.

В легальном понятии иностранной инвестиции отсутствует указание на цель - получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Однако в Законе подчеркивается вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности, следовательно, получение прибыли как цель инвестиций очевидна. Рассматриваемый Закон не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, регулируемые законодательством о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 1 Закона об иностранных инвестициях).

Закон об иностранных инвестициях не дает понятия инвестиционной деятельности, фактически само понятие инвестиций объединяет инвестиции (то, что вкладывается) и инвестиционную деятельность (вложение инвестиций в объекты предпринимательской деятельности).

Своеобразно определены разновидности прямой иностранной инвестиции.

А. Приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале созданного или вновь создаваемого на территории России хозяйственного общества или товарищества. Отсюда следует, что организации с участием иностранных инвестиций создаются в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества. При этом для отнесения иностранных вложений к прямой иностранной инвестиции суммарная стоимость вносимых активов значения не имеет, роль играет только сам размер доли в уставном (складочном) капитале. Однако для получения льгот и гарантий, предоставляемых инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект, сумма вложений в уставный, складочный капитал должна составлять не менее 100 млн. рублей.

Критерий - обладание иностранным инвестором не менее 10 процентов в уставном капитале организации для отнесения инвестиции к прямой недостаточно учитывает международную практику квалификации инвестиций в качестве прямых. Международные документы Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международного валютного фонда исходят из того, что прямая инвестиция в уставный капитал обеспечивает инвестору эффективный контроль за управлением предприятием, что основная цель участия в капитале предприятия - это реальное участие в принятии решений, в управлении им. Ясно, что доля 10 процентов в уставном капитале далеко не всегда дает возможность реально влиять на принятие решений, осуществлять контроль за деятельностью предприятия. И лишь при значительном количестве акционеров с небольшими пакетами акций инвестор может иметь возможность влиять на принятие выгодных для него решений <1>.

--------------------------------

<1> Вознесенская Н. Указ. соч. С. 61 - 62.

В отличие от прямой инвестиции, портфельные инвестиции связаны главным образом с вложением в ценные бумаги, они приобретаются не для установления контроля за деятельностью предприятия, а с целью увеличить доходы в форме процентов, дивидендов, ростом курсовой стоимости ценных бумаг.

Б. Вложение иностранного капитала в основные фонды создаваемого иностранным юридическим лицом на территории РФ филиала. Отметим, что речь идет о вложении в основные средства (например, станки, оборудование), а не о потреблении, например, не на заработную плату сотрудников филиала. Обратим также внимание, что размер вложений для квалификации их в качестве прямых иностранных инвестиций значения не имеет. Однако инвестор может быть признан участником реализации приоритетного инвестиционного проекта, если стоимость основных средств филиала составляет не менее 1 млрд. рублей.

В. Предоставление российскому арендатору оборудования по договору финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. При стоимости предоставленного в лизинг оборудования не менее 1 млрд. рублей такой инвестиционный проект может быть признан приоритетным.

Инвестиционный проект признается приоритетным, если включен в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Иностранные инвестиции осуществляются на территории РФ с использованием:

- организационно-правовой формы (вложения в уставные и складочные капиталы хозяйственных обществ и товариществ);

- организационной формы (вложение капитала в организации, не являющиеся юридическими лицами);

- договорные формы, в рамках которых осуществляются инвестиции, в том числе через создаваемые на территории РФ дочерние компании, филиалы (например, соглашения о разделе продукции).

ФЗ предусматривает гарантии: статьи с 5 по 15. А также льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, создание, реорганизация и ликвидация юр. лиц с использованием иностранных инвестиций и т.п.

Наши рекомендации