Факторы предпринимательства
Предприниматель должен хорошо разбираться прежде всего в двух вещах: в конкретном экономическом положении своей фирмы и в ее возможностях. Предприниматель должен четко представлять силу и слабость фирмы по отношению к внешней среде, возможности и угрозу, исходящие из внешней среды Все это необходимо для максимально благополучной адаптации фирмы в своей макросреде, ликвидации угрозы для фирмы или сведения ее к минимуму.
Что же конкретно должен учитывать предприниматель?
Экономическая среда. На какой фазе экономического цикла находится в данный момент экономика страны? В каком состоянии находится внешняя торговля? Каковы уровни безработицы и инфляции? Устойчива ли налоговая система или постоянно подвергается изменениям? Насколько стабилен курс национальной валюты? Каков уровень жизни населения в целом и отдельных его слоев, в частности?
Ведь от учета всех этих элементов экономической среды зависит напрямую благополучие предпринимателя.
Учитываются предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т. е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это — банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, некомплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.
Очевидно, например, что в фазе кризиса нельзя обновлять основные фонды, технологию. В условиях инфляции практически невозможны инвестиции в производство, тем более в новое строительство. При падении уровня жизни нельзя планировать расширение производства, а при постоянных изменениях налоговой системы вообще пропадает стимул что-либо производить, так как невозможно прогнозировать собственные доходы и, следовательно, развитие фирмы.
Социальная среда. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого — на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др. Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах.
Социальная стабильность в обществе стимулирует развитие предпринимательства. Возникновение или обострение любых социальных или классовых противоречий, снижение уровня социальной защищенности трудящихся или наименее оплачиваемых слоев населения дестабилизирует общество, а следовательно, внешнюю среду предпринимательства. Отсутствие преемственности в социальной политике, идеях развития, целях, поставленных перед обществом, в национальной и международной политике ведет к тому же.
Политическая ситуация. Очевидно, что каждая партия, правительство, находящиеся у власти, по-своему видят социально-экономическое развитие страны. Поэтому частая их смена не способствует стабильности макросреды предпринимательства. Риск предпринимателя возрастает. Для него наиболее удобно и выгодно то правительство, которому он доверяет.
Весьма существенно отношение правительства к частному и общественному секторам экономики. Например, в Англии угольная промышленность весь послевоенный период находится в процессе то приватизации, то национализации. Столь стремительные разгосударствление и приватизация в России тоже реально грозят тем, что, вполне вероятно, мы скоро вынуждены будем заняться вопросами национализации. Самое же негативное влияние переменчивая политическая ситуация оказывает на перспективное развитие производства, так как предприниматели не рискуют осуществлять капитальные вложения в долгосрочные проекты.
Культурная среда. Она складывается исторически, в течение сотен, а то и тысяч лет. Чем выше уровень ее развития, тем стабильнее и прогнозируемое предпринимательство. Во-первых, само предпринимательство находит большее понимание в высококультурной социальной среде, в то время как в менее культурной среде оно вызывает зависть, осуждение, пренебрежение, что мешает его развитию. Во-вторых, культурная среда предполагает частое изменение моды, вкусов, моделей, фасонов и т.д., возрастают и разнообразятся потребности общества и населения, что постоянно создает для предпринимательства новые возможности для новых успехов.
Правовая среда. Предпринимательство может развиваться только при твердом и стабильном законодательстве. Какими неблагоприятными бы ни были законы, указы, положения и т. д., регулирующие предпринимательство, оно может приспособиться к ним. Единственно, что абсолютно противопоказано предпринимательству, это постоянные изменения в законодательстве, делающие деловую жизнь просто непредсказуемой. Могут меняться законы о собственности, о налогообложении, найме рабочей силы, о профсоюзах, о налоговых льготах и т. д. В той или иной степени, так или иначе, они или стимулируют предпринимательство, или тормозят его развитие.
Технологическая среда. То, в каком состоянии находятся в стране научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), отрасли машиностроения, радиоэлектроники, металлургии, химии и т. д. В то же время, даже при технологически высоком уровне производства, она может быть разной в различных отраслях. Разной в том смысле, что одни отрасли могут стать в технологическом отношении тормозом развития для других или, наоборот, выступить в роли "локомотивов". Например, отставание России в области генетики определило устойчивое отставание интенсивного сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, через отсталую материально-техническую базу обусловило отставание легкой, пищевой, перерабатывающей, химической отраслей производства и т.д. Известны большие достижения России в теоретических разработках радиоэлектронных микросхем, а технологическое отставание радиоэлектронной промышленности не дает возможности быстрого их внедрения в производство.
Технологическая среда должна быть так структурно равномерно развита, чтобы весь народнохозяйственный комплекс развивался столь же равномерно и одинаково, чтобы одни отрасли производства не тормозили другие, а, наоборот, подтягивали их. С учетом, конечно, отраслевых особенностей развития.
Кроме того, предприниматель постоянно должен быть в курсе существующих и ожидаемых технологических новинок. Ведь от его информированности зависит его позиция на рынке, его конкурентоспособность, адаптивность к рыночной конъюнктуре.
Физико-географическая или природно-климатическая среда. Этот фактор имеет исключительно разнообразное влияние на предпринимательство. От наличия природных ресурсов во всей их полноте в стране (Россия, ЮАР, Ангола, США) и, следовательно, существования благоприятной фундаментальной основы предпринимательства до их почти полного отсутствия и, следовательно, постоянного преодоления дефицита ресурсов (Япония). Природно-климатическая среда оказывает существенное влияние и на формирование потребностей, а следовательно, на емкость рынка, спрос. Например, скандинавские страны, с одной стороны, природой обречены на вечный импорт зерновых и большей части фруктов, с другой, по той же причине, являются вечным экспортером леса и продукции деревообрабатывающей промышленности.
В то же время природно-климатические условия тысячелетиями оказывали и оказывают огромное влияние на формирование национального образа мышления, культуры, обычаев, традиций, нравов. Все это характеризует степень слияния человека, народа в целом с природой, и это чувство, чувство природы, культура становятся одним из мощнейших факторов, формирующих национальные особенности предпринимательства, его специфику.
Демографическая среда. Она самым непосредственным образом оказывает воздействие на предпринимательство, так как от нее зависят емкость рынка или величина спроса, отсутствие или наличие квалифицированной рабочей силы, воспроизводство рабочей силы в целом. Размещение населения по территории страны влияет и на народнохозяйственную структуру и структуру рынка, транспортную систему, связь.
Перечислить все аспекты влияния демографической среды на предпринимательство не представляется возможным в рамках данного учебного пособия, обозначим только, что это влияние исключительно многообразно и специфично.
Институциональная и организационно-техническая среда. Она касается в большей степени уже внутренней среды предпринимательства, конкретных организационно-правовых форм предпринимательства — фирмы.
Безусловно, центральная задача любого предпринимателя заключается в достижении органического единства предприятия и внешней среды. Иначе — предприятие, организация его деятельности должны соответствовать внешней среде. Предприниматель должен исходить из того, что отношения предприятия и внешней среды двусторонние: внешняя среда создает условия для предпринимательства и постоянно оказывает на него и предприятие самое непосредственное воздействие и влияние. Однако и предприятие формирует через свою деятельность - внешнюю среду. Чем больше и многообразнее хозяйственные связи предприятия, чем большее число людей вовлекается в его хозяйственную деятельность, тем больше его влияние на внешнюю среду.