Предпринимательство в России зародилось еще во времена Киевской Руси — в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689—1725), когда по всей России создавались мануфактуры и бурное развитие получили такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшими представителями династии предпринимателей промышленности в ту пору, да и позже, были Демидовы. Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права.
Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В 1890-е годы в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство в России стало массовым.
В тот период формировался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и др. К началу XX в. в российской эконо-
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
мике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь» и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций — Февральской и Октябрьской — обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — НЭП (1921-1926 гг.). Однако с конца 1920-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 1990-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. — Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в
своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
Что касаемо малого предпринимательства, то в России оно начало зарождаться примерно после «застойного» периода в конце 80-х годов. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого предпринимательства. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым лю-
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
дям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.
Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке
кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию. Именно этот период (1992-1993 гг.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого предпринимательства. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.
Последующее развитие малого предпринимательства выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосу
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
дарственных программ торгово-посреднические отношения. Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 гг.) привели к тому, что значительная часть малого предпринимательства была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого предпринимательства, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соцстрах, ФОМС и
т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.
В последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.
В настоящее время наблюдается активное развитие малого предпринимательства в России. В феврале 2012 года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Впервые получены данные о количестве реально действующих микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) [11]. Оказалось, что оно существенно ниже количества формально зарегистрированных субъектов МСП – почти на 1,5 млн. единиц (Таблица 1).
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
Таблица 1 – Ключевые цифры по статистике малого и среднего бизнеса в России, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г.
| ИП | Микро-предприятия (юр.лица) | Малые предприятия (юр.лица) | Средние предприятия (юр.лица) | МСП, всего | |
|
|
Количество зарегистрированных, ед. | 2,9 млн. | 1,4 млн. | 229 тыс. | 25,7 тыс. | 4,6 млн. | |
Количество действующих, ед. | 1,9 млн. | 1 млн. | 227 тыс. | 25,7 тыс. | 3,2 млн. | |
Численность работников, чел. | 5,3 млн. | 3,9 млн. | 7,2 млн. | 2,6 млн. | 19 млн.* | |
Выручка, руб. | 4,5 трлн. | 5,7 трлн. | 13,3 трлн. | 7,3 трлн. | 30,8 трлн. | |
*Справочно: 13,3% от численности населения России. | |
Для сравнения приводятся ключевые показатели сектора МСП в России и некоторых странах Евросоюза (Таблица 2).
Таблица 2 – Основные показатели сектора МСП: Российская Федерация и некоторые страны Европейского Союза, 2010 г.
| | Некоторые страны Евросоюза |
| Россия | Германия | Франция | Италия | Великобритания | Польша | Нидерланды | Эстония |
Количество МСП | 3,2 млн. | 1,9 млн. | 2,6 млн. | 3,8 млн. | 1,7 млн. | 1, 6 млн. | 0,6 млн. | 0,05 млн. |
Занятость на МСП, чел | 19 млн. | 13,6 млн. | 8,8 млн. | 12,3 млн. | 9,8 млн. | 5,9 млн. | 3,6 млн. | 0,3 млн. |
| | Выручка, трлн. евро |
Выручка сектора МСП | 30,8 трлн. руб. Эквивалент 0,8 трлн.евро | 2,2 | 1,9 | 1,9 | 2,2 | 0,5 | 0,8 | 0,02 |
| | | | | | | | | |
По данным Таблиц 1 и 2 стоит отметить, что по количеству людей, занятых в малом и среднем предпринимательстве, Россия занимает первое место, что говорит о большой вовлеченности населения страны в МСП. Однако стоит отметить, что прибыльность от такого рода занятости оставляет желать
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
лучшего. По выручке сектора МСП Россия пока не может поспорить со многими странами Евросоюза [11].
Как и прежде, предприятий малого и среднего бизнеса больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%) (Диаграмма 1) [11].
Диаграмма 1 – Отраслевая структура МСП-юрлиц, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011 г.
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
Диаграмма 2 – Отраслевая структура ИП, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г.
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
По данным Диаграммы 2 ИП работают, в основном, в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Более половины ИП - 53% - занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% - транспортной деятельностью, столько же (11%) - операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг [11].
Почти 7% ИП работают в сельском и лесном хозяйстве.Интересно отметить, что доля сегмента гостиниц и ресторанов в секторе МСП очень мала - лишь 3% для юр. лиц и 2% для ИП. Гостиничный и ресторанный бизнес дает весьма мало и рабочих мест – лишь 4% среди предприятий и 3% среди ИП [11]. В целом, потенциал этого сегмента в должной мере пока не использован.
График 1–Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"
График 2 – Инвестиции в основной капитал
Динамику развития такой отрасли хозяйственной деятельности человека, как строительство отражают График 1 и 2, на которых представлены данные об объеме выполненных работ и инвестициях в основной капитал [11].
Данные графики говорят, что достаточно большая роль в настоящее время отведена строительству как отрасли специализации малых и средних предприятий. Это говорит о стабильности и поступательности развития данной отрасли.
Анализируя динамику развития малого предпринимательства в России, можно отметить, что в настоящее время уже сформировались основные тенденции его развития и определились характерные черты. Выделим некоторые из них.
1. Гибкость малого предпринимательства.
Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 1992-1993 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
2. Экономичность малого предпринимательства.
Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого предпринимательства выше, а средний уровень заработной платы работникам ниже, т.е. меньше расходов на организацию самого бизнеса.
3.
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
Узкая специализация малого предпринимательства.
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
Именно узкая специализация этого вида экономической деятельности способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малое предпринимательство имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
4. Развитие регионального рынка.
Малое предпринимательство играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона.
Однако не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого предпринимательства формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.
Проанализировав современное состояние малого предпринимательства в России и динамику его развития, можно делать соответствующие выводы. Общемировой финансово-экономический кризис 2008г. не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности. Однако на данный момент ситуация стабилизировалась. При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации.
1.3
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
Проблемы малого бизнеса и меры государственной поддержки в России и зарубежных странах
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
По истечении двух десятилетий рыночных преобразований следует признать, что малое предпринимательство как социально-экономический феномен, не смогло стать ключевым звеном экономической системы России. Взрыв деловой активности в конце 80-х-начале 90-х годов ХХ в. быстро перешел в стагнацию, а затем и в кризисную фазу (1998 г.). Начиная с 2000 г. прослеживается тенденция постепенного восстановления малого предпринимательства и его устойчивый рост. Однако, как считают практически все исследователи, потенциал малого предпринимательства до сих пор не раскрыт, а его фактическая стагнация вовсе не результат насыщения им экономики страны. Данная обстановка может быть объяснена наличием совокупности сдерживающих факторов в экономике на макро- и особенно на микроуровнях. Действие этих сдерживающих факторов и породило множество проблем в сфере малого российского предпринимательства. Среди них стоит отметить наиболее существенные, такие как:
1. Несовершенство системы налогообложения.
Эта проблема заключается в том, что субъекты малого предпринимательства не фигурируют в налоговом законодательстве. Главы 26.2 и 26.3 НК РФ, вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса, определяют совершенно другой круг лиц, не соответствующих
понятию субъекта малого предпринимательства по «Закону о развитии малого и среднего предпринимательства». Так, УСН (упрощенная система налогообложения), допуская максимальную численность работников до 100 чел. независимо от
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
вида деятельности, вводит дополнительные ограничения по доходам и стоимости внеоборотных активов предприятия.
НК РФ оперирует другими понятиями и говорить о том, что в нем предусмотрен особый порядок налогообложения для субъектов малого предпринимательства, некорректно. Причем налоговые новации, в том числе принятые и последовавшие корректировки НК РФ, не всегда решали назревшие проблемы, а часто, наоборот, ставили новые вопросы для бизнеса. Так, например, тяжелым бременем для малого бизнеса стало разделение и параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета. В связи с вводом в действие главы 25 НК РФ были отменены ранее действовавшие льготы на прибыль для вновь созданных малых предприятий в ряде производящих отраслей. Следует также отметить, что абсолютное большинство хозяйствующих субъектов развитых стран относятся к категории малых и средних (порядка 90–99%), поэтому налоговая система изначально строится исходя из интересов малого предпринимательства и дополнительных льгот, как правило, не предоставляется. Однако в налоговом российском законодательстве этого пока не предусмотрено, так как доля малого предпринимательства не настолько велика, как в развитых странах, но все же на развитие данной сферы экономики государству следует обратить особое внимание.
2. Проблемы взаимодействия малого предпринимательства с государственными структурами и административные барьеры.
По данным совместного исследования общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и ВЦИОМ, наибольшие сложности у предпринимателей возникают с территориальными
органами федеральной власти и местным управлением. Очевидно, что чем ближе находятся органы власти к предпринимателю, тем сильнее административное давление. Можно сказать, что развитие малого предпринимательства «уперлось» в муниципальное недопонимание. Федеральные власти все финансовые потоки тянут на себя, однако большая часть налогов от малого
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
предпринимательства остается на месте.
По некоторым данным, доля расходов на преодоление административных барьеров при входе на рынок в среднем составляет 10-15% от выручки, во многих случаях наличие этих препятствий вынуждает отказываться от реализации проектов, так как резко снижается эффективность инвестиций. Наличие серьезной проблемы развития малого предпринимательства, очевидно, что также признается и во властных структурах. С целью совершенствования системы государственного контроля следует внести изменения, направленные на устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику, а также обеспечивающие передачу избыточных государственных функций организациям саморегулирования.
3. Дефицит оборотных средств для развития бизнеса.
Как отмечают многие исследователи, у малых предприятий ограничен оборотный капитал, и прежде всего финансовые ресурсы. Собственных оборотных средств очень часто недостаточно для пополнения материальных запасов, а возможность привлечения заемных средств есть не всегда – у малых предприятий может не быть ликвидного залогового имущества, положительной кредитной истории, кроме того незначительные объемы кредитования заведомо затратны для банков.
Довольно красноречиво об этом свидетельствуют данные опросов субъектов малого предпринимательства. Так, по данным все того же исследования «Опоры России» – ВЦИОМ, оценивая текущее финансовое
состояние бизнеса, чуть более половины (53%) опрошенных отметили, что «положение относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития – нет».
Причина сложившегося положения достаточно очевидна. Любому предприятию, тем более малому, очень трудно развивать бизнес, не прибегая к кредитным ресурсам. Однако доступ к банковским кредитам у малых предприятий сильно ограничен. Так, более половины (54%) опрошенных заявили,
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
что испытывают трудности с получением банковского кредита. Что касается помощи государственных или местных фондов поддержки, то 76% отметили сложность или невозможность получения средств. Такие источники финансирования, как небанковские займы, продажа доли бизнеса, финансирование конкретного проекта заказчиком и др., либо неизвестны, либо практически не применяются субъектами малого предпринимательства.
4. Непрозрачность малого предпринимательства и криминалитет.
Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию российского малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса. По разным источникам, «теневая» составляющая малого бизнеса может доходить до 60% от «изображаемой» деятельности, что в среднем в 2 раза выше, чем в целом по экономике. Кроме того, отдельно следует сказать и о поборах как со стороны чиновников различных контролирующих государственных структур и правоохранительных органов, так и со стороны организованной преступности. Хотя в целом многие исследователи проблем развития малого предпринимательства отмечают позитивные изменения в сравнении с «лихими девяностыми», но данная проблема является все еще существенной.
5. Необеспеченность недвижимым имуществом.
Эффективность развития малых предприятий связана с комплексом факторов, одним из которых является обеспеченность производственными,
торговыми, складскими, офисными площадями и их доступность, то есть имущественный потенциал развития. Во многих регионах такие площади находятся в большом дефиците и поэтому очень дороги, или же их приобретение или аренда связаны с необходимостью преодоления различных административных барьеров.
Многие исследования трудностей, с которыми предприниматели сталкивались при организации бизнеса и в процессе текущей деятельности, свидетельствуют о серьезных проблемах в имущественной сфере. У подавляю
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
щего большинства малых предпринимателей нет достаточных средств и возможности вести строительство или приобретать в собственность объекты недвижимости, они не обладают правом собственности на находящиеся во владении площади, а арендуют у собственников. О тяжести арендного бремени красноречиво свидетельствуют данные о том, что у многих предприятий на арендные платежи уходит 30% и более всех расходов предприятия.
6. Проблемы социально-трудовых отношений на малых предприятиях.
Работники малых предприятий в социальном плане (прежде всего в области оплаты больничных листов и ежегодного отпуска, а также продолжительности рабочего времени) менее защищены, чем работники крупных частных и государственных предприятий, что не может не сказаться на деятельности и развитии первых.
7. Проблемы интеграции малых предприятий в сложившиеся экономические отношения.
Еще одной особенностью российской действительности являются процессы концентрации и централизации капитала, которые приводят к поглощению малых предприятий. В настоящее время получил развитие процесс поглощения компаний. Часто наиболее успешные малые предприятия становятся первой жертвой этих процессов.
8. Отсутствие либо ограниченность информационной структуры и поддержки малого предпринимательства.
Существенным фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, является неразвитость информационной инфраструктуры и незнание гражданами, в том числе и «малыми бизнесменами», правовых основ предпринимательской деятельности. Для представителей среднего и крупного бизнеса, имеющих в своем распоряжении значительные финансовые и, особенно, кадровые ресурсы, данная проблема не проявляется столь остро как в сфере малого бизнеса. Так, многие субъекты малого предпринимательства – фирмы и индивидуальные предприниматели – испытывают «информа
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
ционный голод» как на стадии организации бизнеса, так и в процессе своей деятельности.
9. Нехватка квалифицированных кадров.
Одной из наиболее существенных проблем, в значительной степени обусловленной вышеперечисленными факторами, является недостаток квалифицированных специалистов (юристов, экономистов, бухгалтеров, аналитиков, финансовых менеджеров др.), испытываемых малыми предприятиями. Сложившаяся ситуация обусловлена непривлекательностью малого предпринимательства для подавляющей части экономически активного населения, особенно для молодых специалистов, и особенно в сельской местности. Решающими моментами здесь являются:
- высокие предпринимательские риски и высокая «смертность» малых предприятий на ранних стадиях;
- низкая социальная защищенность работников, занятых в малом бизнесе;
- относительно низкий уровень оплаты труда и ее непрозрачность, вследствие чего работники не имеют пенсионные накопления или их размеры невелики;
- значительная текучесть кадров и др.
Эти и другие причины приводят к тому, что, например, государственная служба или работа в крупном бизнесе являются намного более привлекательными для квалифицированных специалистов, чем малое предпринимательство.
Таким образом, практически все негативные факторы, тормозящие развитие малого бизнеса в России, тесно связаны между собой. Стоит говорить о целом комплексе вопросов, которые трудно, а подчас невозможно отделить от других. Однако нельзя забывать, что развитие малого предпринимательства в России – одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
Следует признать, что основные проблемы малого бизнеса до сих пор не решены: не сформировалась конкурентная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; нарастание структурных диспропорций в малом предпринимательстве, когда актуальным остается разворот к производственной и особенно инновационной деятельности и др.
Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в
основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
Главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки в Германии «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ. Государство оказывает активную поддержку малому предпринимательству, поощряя его деятельность. Оно обеспечивает равноправное участие в распределении государственных контрактов, отслеживает деятельность предприятий
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
и фирм с помощью антимонопольных органов, вводит особые налоговые льготы (специальные нормы амортизационных отчислений, создание резервов необлагаемой налогом прибыли и др.) для малого бизнеса, а также оказывает активную финансовую поддержку с помощью кредитования по низкой ставке процента. Стоит отметить так же и помощь в инновационной сфере.
Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся. Огромное значение в развитии малого предпринимательства Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь
безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.
В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов.
Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации – Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена
КР – 02068025.080502 – 2.036 |
обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями. В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.