Краткие выводы по теме 4

1. Товар – первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарную единицу можно рассматривать с точки зрения трех уровней:

· товар по замыслу;

· товар в реальном исполнении;

· товар с подкреплением.

2. Фирма должна разработать товарно-марочную политику, включающую решение о марках, качестве упаковки, маркировки, комплексе услуг.

3. Фирма должна принять решение о товарном ассортименте, о товарной номенклатуре, являющимися орудиями в процессе разработки товарной политики.

4. Каждый товар, запущенный в коммерческое производство, имеет свои потенциальные циклы, состоящие из нескольких этапов:

– выведение на рынок;

– рост спроса;

– зрелость (насыщение);

– спад спроса.

Практическое задание для самостоятельного разбора. Постарайтесь взглянуть на свою деятельность или деятельность Вашей организации с точки зрения потребителя. Проанализируйте взаимоотношения Вашей организации с вашими потребителями. Попытайтесь описать, какую потребность удовлетворяет каждый (или группа) из них, принимая решение о приобретении Ваших товаров/услуг. Сформулируйте сущность Вашего товара или услуги: какие потребности и желания они удовлетворяют?

Тест для самопроверки по теме 4

1. Вы купили газету. К какому виду товаров Вы ее отнесете?

А. товар массового спроса

Б. товар предварительного выбора

В. услуга

Г. товар особого спроса

2. К какому виду товаров Вы отнесете сделанный заказ на доставку на дом приобретенного в магазине холодильника?

А. услуга

Б. товар с подкреплением

В. товар пассивного спроса

Г. товар повседневного спроса

Д. товар краткосрочного пользования

3. Назовите правильную последовательность традиционного жизненного цикла товаров:

1. рост, внедрение, зрелость, спад

2. внедрение, зрелость, рост, спад

3. внедрение, спад, зрелость, рост

4. внедрение, рост, зрелость, спад

4. На какой фазе жизненного цикла товара фирма получает максимальную прибыль?

1. на фазе внедрения

2. на фазе спада

3. на фазе роста

4. на фазе зрелости

5. К товарам импульсивной покупки относятся:

1. страхование жизни, энциклопедии, облигации;

2. мебель, одежда, бытовая аппаратура;

3. табачные изделия, мыло, газеты;

4. спиртное, глянцевый журнал, сладости.

6. Наступление той или иной стадии жизненного цикла товара определяется в первую очередь изменением…

А. спроса на данный товар

Б. уровня квалификации работников, производящих товар

В. количества товаров– конкурентов

Г. технологии производства товара

7. Услуга относится к элементу комплекса маркетинга – ...

А. продукт

Б. цена

В. продвижение

Г. распределение

8. Определите, к какому этапу ЖЦТ относится такая характеристика: «Сбыт быстрорастущий, покупатели – новаторы, количество конкурентов – устойчиво растущее, затраты на маркетинг – высокие».

a) этап зрелости;

b) этап роста;

c) этап насыщения;

d) этап спада.

9. Определите, к какому этапу ЖЦТ относится такая характеристика: «Сбыт слабый, покупатели – энтузиасты, количество конкурентов – незначительное, затраты на маркетинг – большие»:

a) на этапе роста;

b) на этапе внедрения товара на рынок;

c) на этапе зрелости;

d) на этапе роста объемов продаж.

10. Предлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, уровнем качества, марочным названием и упаковкой называется:

a) товаром по замыслу;

b) товаром в реальном исполнении;

c) товаром с подкреплением.

Ключи к тесту: 1. a); 2. а); 3. d); 4. d); 5. d); 6. а); 7. а); 8.b); 9.b); 10. b).

ТЕМА 5: Ценовая политика предприятия

Цели: научится формировать стратегию ценообразования фирмы.

Задачи:

– рассмотреть порядок ценообразования;

– выявить условия применения различных стратегий ценообразования.

План изучения темы:

1. Сущность и виды цен

2. Порядок ценообразования

3. Стратегии ценообразования

4. Дифференциация цен

Сущность и виды цен

Политика цен рассматривается как решающий инструмент маркетинга. Уровень цен считается надежным индикатором функционирования конкуренции. Цена представляет собой универсальный измерительный инструмент, с помощью которого происходи оценка усилий фирмы на рынке.

При заключении сделок выделяют следующие виды цен:

– базисная цена – согласованная между покупателем и продавцом цена товара определенного качества и сорта. Она служит основой для торговых переговоров и определения фактурной (контрактной) цены;

– фактурная цена– фактическая цена купли-продажи в соответствии с условиями договора (контракта);

– номинальная цена – цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках.

Обычно фирма разрабатывает и производит не отдельные продукты, а целые продуктовые линии. Каждая более сложная модель этой продуктовой линии получает и более высокую цену, что обосновывается как сложностью ее изготовления, так и дополнительным оборудованием. Основная проблема заключается в том, чтобы определить, какие именно ценовые ступени следует ввести по каждой отдельной модификации продукции. При этом помимо различия в издержках необходимо учесть:

· цены на продукцию конкурентов;

· покупательную способность данного рыночного сегмента;

· ценовую эластичность спроса.

Если разница между двумя ценовыми ступенями окажется слишком маленькой, то клиенты предпочтут покупать более сложную модель. Но такой потребительский выбор принесет дополнительную прибыль фирме-изготовителю только в том случае, если разница в издержках на изготовление каждой модели меньше, чем разница в ценах на них. Если же различие между уровнями отдельных ценовых ступеней, напротив, слишком велико, то выбор потребителя будет склоняться к более дешевым и простым моделям, что может принести убытки фирме и вызвать сложности с реализацией продукции. Задача фирмы заключается в создании таких ступеней качества, которые бы воспринимались потребителем как оправдание использования различных ступеней цен.

Наши рекомендации