Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь

Субъекты налоговых отношений — один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. Налоговый кодекс Республики Беларусь обозначает под этим термином, во-первых, непосредственных плательщиков налогов, сборов (пошлин), во-вторых, иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложения (налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика).

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями-налогоплательщиками понимаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы. Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается юридическое лицо, местом нахождения которого не является Республика Беларусь.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Местом нахождения организации-плательщика (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации. Местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того его участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения.

Под физическими лицами-налогоплательщиками понимаются граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства). Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году. При этом ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь налоговое законодательства не относит время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:

· в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

· в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника;

· на лечении или отдыхе, если это лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью;

· исключительно для следования из одного иностранного государства в другое через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитном следовании).

Местом жительства плательщика налогов физического лица признается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место — место прописки физического лица.

К данной категории налогоплательщиков относятся и индивидуальные предприниматели, под которыми понимаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Под иными обязанными лицами-субъектами налоговых отношений Налоговый кодекс Республики Беларусь понимает налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.

Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

Таким образом, организации или индивидуальные предприниматели, выплачивающие своим работникам заработную плату или доходы физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и удерживающие согласно налоговому законодательству из выплачиваемых сумм подоходный налог с физических лиц, фактически являются налоговыми агентами в отношении этого налога. При этом индивидуальные предприниматели являются еще и плательщиками данного налога с личных доходов.

В качестве налоговых агентов рассматриваются также организации, выплачивающие своим акционерам (участникам) доходы в виде дивидендов, на которые законодательством распространена обязанность удержания и перечисления в бюджет соответствующих сумм налога на доходы.

Статус налоговых агентов имеют все организации (как белорусские, так и иностранные, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь), в рамках своих договорных отношений выплачивающие лицам, не являющимся налоговыми и иными резидентами Республики Беларусь, доходы, получение которых в республике не влечет образования постоянного представительства. Соответственно, в каждом случае начисления дохода нерезиденту на такие организации возлагается обязанность исчислить, удержать из выплачиваемых сумм налоговые платежи.

Законными представителями налогоплательщика признаются лица, уполномоченные представлять плательщика налогов (организацию или физическое лицо) на основании актов законодательства или учредительных документов организации.

Законными представителями организаций в большинстве случаев являются работники, состоящие в штате этой организации, которые ее учредительными документами наделены достаточными для этого полномочиями.

Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства. Уполномоченный представитель плательщика-физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Таким образом, каждым плательщиком может быть реализовано право по своему желанию выбрать любое юридическое или физическое лицо (с согласия такого лица) и наделить его определенными полномочиями по ведению налоговых дел и представлению своих интересов в отношениях с налоговыми органами или иными участниками процесса налогообложения.

Категория «объект налогообложения» занимает главенствующее положение в иерархии обязательных элементов налогообложения. На ее содержании и регламентации для целей конкретного налога, сбора или пошлины выстраивается вся система применения соответствующего налогового платежа.

Объектами налогообложения в Налоговом кодексе Республики Беларусь признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога, сбора, пошлины.

К объектам налогообложения Налоговый кодекс Республики Беларусь относит обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы, прибыль или доходы, имущество плательщика, ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и другие вещи и явления, определенные налоговым законодательством в качестве объектов налогообложения. Один и тот же объект в конкретном налоговом периоде может облагаться определенным налоговым платежом у одного плательщика только единожды. Данное правило действует, для того чтобы избежать в налоговой практике фактов двойного налогообложения. Кроме того, исключается возможность установления для плательщиков такого порядка исчисления и уплаты налогового платежа, когда обязанность его уплаты возникла бы более, чем один раз за соответствующий налоговый период.

В настоящее время в качестве объекта налогообложения широко используется категория «товар». Под товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.

В свою очередь, термин «имущество» может быть разделен на две категории: недвижимое имущество (недвижимость) и движимое имущество.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К недвижимому имуществу приравниваются предприятия в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и иные бумаги, признаются движимым имуществом.

Если в налоговом законодательстве под товаром понимается имущество, реализуемое либо подлежащее реализации, то в таможенном законодательстве понятие «товар» имеет иное, более широкое значение. Так, в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь, «товар — любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и (или) товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование» [1, с. 93].

Еще одним объектом налогообложения являются работы и услуги.

Работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Практика разграничения понятий «работа» и «услуга» характерна для налогового законодательства Республики Беларусь. Деление деятельности субъектов хозяйствования на «работы» и «услуги» ввиду схожести их характеристик на практике происходит довольно сложно.

Можно привести два основания такого разграничения. Во-первых, необходимость разграничения вытекает из имеющихся языковых традиций. Согласно устоявшимся правилам применительно к работам говорят, что они «выполняются», а применительно к услугам — «оказываются».

Доходы — это следующий распространенный объект налогообложения. На использовании этого объекта строятся конкретные правила исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на соответствующие виды доходов юридических лиц, подоходный налог с физических лиц и т. п.

Под доходом для целей налогообложения Налоговый кодекс Республики Беларусь признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине). Наиболее часто под доходами понимается общая сумма поступлений от какой-либо (в том числе предпринимательской) деятельности.

У физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, под доходом, как правило, понимаются средства, получаемые ими от нанимателей в виде заработной платы, премиальных выплат и материальных поощрений.

Вместе с тем понятие «доход» гораздо шире. Оно включает в себя: получение благ и преимуществ любого вида и формы, списание (прощение) кредитором должнику его задолженности или иного финансового обязательства; материальную (финансовую) помощь; «экономию на процентах» (когда кредит выдается с заведомо заниженной процентной ставкой); суммы санкций, полученные за нарушение условий договоров; дополнительный экономический эффект от сделок с взаимозависимыми лицами.

Таким образом, решая задачу по объединению всех многообразных форм доходов в одном понятии, Налоговый кодекс Республики Беларусь выбирает термин «экономическая выгода». Экономическая выгода может быть выражена как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежная форма подразумевает возможность получения дохода как суммы средств в валюте Республики Беларусь или иностранного государства. При этом не имеют значения ни сама валюта дохода, ни вид платежа, ни способ его осуществления (получения).

Натуральная форма предусматривает случаи получения дохода в вещах, выполненных работах (оказанных услугах) либо в иных материальных благах. Такими благами, например, для физических лиц могут быть предоставление им нанимателями в личное пользование автомобильного транспорта, мобильных телефонов, ведомственных жилых помещений, оплата или удешевление питания, проезда к месту работы, путевок и экскурсий, лечения и обучения.

Полученная плательщиками экономическая выгода налоговым законодательством учитывается только в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следовательно, осуществление юридическим или физическим лицом в пользу плательщика каких-либо действий и операций в налоговых целях может быть признано получением этим плательщиком доходов только в случае, если результат таких действий (операций) или соответствующие последствия их осуществления имеют стоимость, выраженную в денежных единицах.

Дивиденд — любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Объектом налогообложения в мировой практике признаются и проценты. Под процентами для целей налогообложения признается любой доход (независимо от способа его оформлении, начисленный) по:

· ценным бумагам (облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам);

· вкладным, депозитным и иным аналогичным счетам в учреждениях банков, отношения в рамках которых влекут образование долговых обязательств [6, с. 101].

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность налоговой системы, а также принципы ее построения.

2. Назовите способы взимания налогов, дайте им краткую характеристику.

3. Назовите объекты налоговых отношений в Республике Беларусь.

4. Назовите субъекты налоговых отношений в Республике Беларусь.

5. Какими нормативными правовыми документами регулируются налоговые отношения?

6. Какие государственные органы осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере?

Глоссарий

Единица обложения единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, еди­ница измерения товара и т. д.).
Источник налога доход субъекта (заработная плата, при­быль, проценты), из которого уплачивается налог.
Налоговая база часть объек­та обложения, образующаяся в результате учета всех полагаю­щихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредствен­ного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка величина налога в расчете на единицу налогообложения.
Налоговый оклад сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Налоговый период время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате.
Налогообложение процесс установления и взимания на­логов в стране, определение величин налогов и их ставок, а так­же порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Носитель налога фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов.
Субъект налога юридическое или физиче­ское лицо, которое по закону государства обязано платить на­лог.

Список источников

1. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах : учеб.-метод. пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. — 3-е изд. — Минск : Элайда, 2005. — 585 с.

2. Заяц, Т. Е. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Т. Е. Заяц, И. Е. Бондарь ; под ред. Т. Е. Заяц. — 4-е изд. — Минск : Выш. шк., 2007. — 315с.

3. Савицкий, А. А. Налогообложение : учеб. пособие / А. А. Савицкий. — Минск : Выш. шк., 2007. — 192 с.

Тестовые задания

Выберите правильный вариант ответа.

Наиболее полно налоговую систему характеризует определение:

совокупность установленных и взимаемых налогов в той или иной стране

совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на территории данного государства, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания

совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания

Фискальная функция налогов проявляется в:

изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности

обеспечении процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направлении одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, другой — в Централизованный фонд государственных ресурсов

активном участии налогов в перераспределительном процессе, что оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

Распределительная функция налогов проявляется в:

активном участии налогов в перераспределительном процессе, что оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

обеспечении процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направлении одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, другой — в Централизованный фонд государственных ресурсов

бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности

изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Регулирующая функция налогов проявляется в:

активном участии налогов в перераспределительном процессе, что оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направлении одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой — в Централизованный фонд государственных ресурсов

бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности

изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Стимулирующая функция налогов проявляется в:

активном участии налогов в перераспределительном процессе, что оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

обеспечении процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направлении одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), другой — в Централизованный фонд государственных ресурсов

бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности

изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Налоги по способу изъятия подразделяются на:

реальные и личные

закрепленные и регулирующие

общие и специальные (целевые)

прямые и косвенные

Налоги по полноте прав использования налоговых сумм подразделяются на:

реальные и личные

закрепленные и регулирующие

общие и специальные (целевые)

прямые и косвенные

Таможенные пошлины по происхождению подразделяются на:

внутренние, транзитные, экспортные и импортные

фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические

специфические, адвалорные и смешанные

конвенционные и автономные

Таможенные пошлины по целям взимания подразделяются на:

внутренние, транзитные, экспортные и импортные

фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические

специфические, адвалорные и смешанные

конвенционные и автономные

Таможенные пошлины по характеру взимания (по ставкам) подразделяются на:

внутренние, транзитные, экспортные и импортные

фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические

специфические, адвалорные и смешанные

конвенционные и автономные

Таможенные пошлины по характеру отношений подразделяются на:

внутренние, транзитные, экспортные и импортные

фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические

специфические, адвалорные и смешанные

конвенционные и автономные

Способы взимания налогов:

кадастровый, декларационный, административный

наличный платеж, безналичный платеж, гербовыми марками

декларационный, у источника, гербовыми марками

МОДУЛЬ 2
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ И
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Цель изучения модуля —систематизировать общий и особые режимы исчисления и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

После изучения материала модуля студенты и слушатели должны знать:

· методику расчета основных налогов, сборов и применения специальных режимов налогообложения;

· инструменты и способы управления налогами в организации;

· порядок применения финансовой и административной ответственности за нарушения налогового законодательства;

уметь:

· определять объекты налогообложения исходя из показателей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

· вести регистры налогового учета по всем видам налогов;

· применять полученные знания в области налогообложения при разработке налоговой политики фирмы;

· исчислять налоги и сборы с учетом особенностей применения налогового законодательства для отдельных отраслей и категорий плательщиков.

Т е м а 2.1
УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1.1 Понятие налогового планирования

Имеющиеся в экономической литературе определения налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы:

· первая группа — на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика;

· вторая группа — понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации.

Следует различать понятия минимизации и оптимизации налогообложения. Если налоговая минимизация — это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация — процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов.

Следует различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как более узкое.

Налоговое планирование (на уровне хозяйствующего субъекта) — неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Планирование налогов — планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:

· недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;

· оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;

· не обеспечивают должной системности в своем развитии;

· могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Применение налогового планирования деятельности фирмы и деловых отношений создает следующие важные преимущества для бизнеса:

· прояснение возникающих проблем;

· возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;

· подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;

· стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений и дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;

· обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

· повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия [6, с. 113].

В современных условиях можно выделить следующие основные группы хозяйствующих субъектов, наиболее остро нуждающихся в применении налогового планирования своей деятельности:

1) сложные корпоративные структуры (холдинги, ФПГ и др.), имеющие разветвленную сеть дочерних и зависимых предприятий, где возникает круг дополнительных задач, связанных с оптимизацией, которые традиционно занимаются налоговым планированием и имеют самые серьезные разработки в данной области;

2) вновь возникшие частные фирмы. Процесс накопления капитала приводит к расширению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, — недоверие к формальному планированию, основанному на мнении, что бизнес — это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда — недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее многие крупные частные фирмы начали создавать подразделения планирования или по крайней мере вводить должность плановика. Данная группа хозяйствующих субъектов стремится жить по-новому и начинает осваивать процесс налогового планирования;

3) государственные и бывшие государственные (приватизированные) предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляемой экономики, поэтому планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития. Данная группа хозяйствующих субъектов уже не может жить по-старому, поэтому вынуждена осваивать новые приемы налогового планирования. Несмотря на то, что эта группа наиболее инерционна и консервативна, изменившиеся условия хозяйствования заставляют ее активно искать новые методы принятия финансовых решений и заниматься не только традиционным финансовым планированием, но и налоговым планированием как подсистемой управления финансовыми ресурсами;

4) малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов.

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется несколькими факторами, основными из которых являются: тяжесть налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта, а также сложность и изменчивость налогового законодательства.

В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, исторически сложилась ситуация, что лидирующее положение на современном рынке занимают крупные предприятия. Усложняется также структура деятельности экономических организаций. Причины этого — стремление к росту, необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса. Масштабы, сложность и многообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого внимания к предварительному определению объемов выпускаемой продукции, источников финансирования и технологических ресурсов, обсчету налоговых последствий принимаемых инвестиционных решений.

Подвижность внешней среды является еще одним фактором, определяющим роль налогового планирования в рыночной экономике. Современная внешняя среда бизнеса характеризуется высокой скоростью изменений. В западной экономике подвижность внешней среды объясняется высокой насыщенностью потребительского спроса, его разнообразным быстроизменяющимся характером. В этих условиях при принятии решений следует опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов. Следовательно, налоговое планирование должно охватывать большую часть хозяйственного цикла. Таким образом, налоговое планирование принимает стратегический характер [3, с. 128].

Налоговое планирование создает необходимые условия не для рывка или революционного прорыва, а для стабильного экономического роста хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости, последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах всей страны. Применение льгот в условиях продуманной налоговой политики государства позволяет обеспечить не только увеличение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, но и в перспективе приводит к росту налоговых доходов бюджета.

В настоящее время возрастает значение налогового планирования как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов, что обусловлено следующими обстоятельствами:

· экономическая нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство делают более конкурентоспособными те организации, которые оперативно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, как правило, только хозяйствующие субъекты, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

· налоговая экономия является резервом для увеличения чистой прибыли фирмы и позволяет осуществлять модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т. п., т. е. служит источником финансирования инвестиционных долгосрочных программ и создает основу для финансовой значимости хозяйствующего субъекта;

· максимизация чистой прибыли создает условия для роста дивидендных выплат и, следовательно, стоимости акции и роста капитализации (цены) фирмы [3, с. 130].

2.1.2 Классификация налогового планирования

Отсутствие достаточно четкой определенности в финансово-кредитной политике, изменчивость экономической ситуации ставят перед хозяйствующими субъектами все более сложные задачи, решение которых возможно только на базе знания как видов, форм и методов налогового планирования, так и его участников.

Различают следующие модели поведения хозяйствующих субъектов:

1) уклонение от уплаты налогов (tax avasion). Оно осуществляется в виде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, скрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. При уклонении предприятие или физическое лицо уменьшает свои налоговые обязательства или вообще не платит налоги, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законодательством;

2) обход налогов (tax avoidance). В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегистрацию своей деятельности или неведение учета объектов налогообложения;

3) стандартный метод (standart method). Предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения;

4) налоговое планирование (taxplanning). Юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Документальное оформление налогового планирования происходит в (во):

· налоговом календаре (налоговом бюджете), служащем для контроля за своевременностью и правильностью уплаты налогов;

· приказе по учетной и налоговой политике хозяйствующего субъекта;

· внутренних правилах (стандартах) налогового планирования в организации;

· инструкциях для участников процесса налогового планирования.

Специфика налогового планирования определяется рядом факторов:

· спецификой объекта и субъекта налогообложения;

· определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами его исчисления и уплаты;

· налогообложением доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам;

· использованием определенных вариантов учетной и договорной политики;

· возможностью для ухода от налогов и легального их снижения при использовании налоговых убежищ [3, с. 132].

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать

Наши рекомендации