Факторы роста эффективности управления
Для определения факторов роста эффективности управления предлагается использовать комплексную методику анализа систем управления.
Комплексная методика анализа систем управления включает:
- анализ организационно-производственных структур (уровень специализации, концентрации, кооперирования, централизации производства);
- анализ организационных структур управления (функции, управленческие процессы, состав управленческих звеньев и их взаимодействие);
- анализ интеграции предприятий (факторы, объекты и глубина);
- анализ хозяйственной самостоятельности предприятий;
- анализ обеспечивающих подсистем управления (информационное, кадровое и техническое обеспечение).
Обобщенная система показателей, используемых при определении факторов эффективности системы управления приведена в табл. 2.
Таблица 2 - Обобщенная система показателей используемых при анализе системы управления
Группа показателей | Направление использования | |
I. Показатели, характеризующие эффективность элементов системы управления | ||
1. Кадры руководителей и специалистов: Состав кадров руководителей и специалистов по квалификации, профессиональной подготовленности, стажу работы Уровень организации целевой учебы, повышения квалификации и переподготовки кадров Стабильность кадров и их продвижение загруженность отдельных категорий работников | Обоснование потребности в кадрах, разработка кадровой политики Анализ и планирование развития подготовки и повышения квалификации Разработка кадровой политики Анализ и планирование совершенствования организации труда в аппарате управления | |
2. Информация: Полнота информационных массивов Соотношение форм обеспечения информацией Экстенсивное и интенсивное использование информационных массивов Интенсивность информационных потоков Прямоточность, непрерывность потоков информации | Анализ и проектирование информационных массивов | |
3. Техника управления: Состав, соотношение и пропорциональность мощности основных групп техники управления Уровень технической оснащенности труда различных групп работников аппарата управления Загруженность различных видов техники Обеспеченность основных видов работ по управлению мощностью техники управления (вычислительной, организационной, связи и ДР). | Анализ и проектирование ин формационных потоков | |
II. Показатели, характеризующие организацию процессов управления (технологию управления): Плотность управленческих циклов Прямоточность процессов управления Пропорциональность и ритмичность загрузки отдельных подразделений аппарата управления | Анализ и проектирование технологии управления | |
III. Показатели, характеризующие организационную структуру управления: Уровень централизации функций управления Специализация отдельных подразделений аппарата управления Развитость и устойчивость межфункциональных связей Полнота реализации функций управления в системе управления | Анализ и проектирование организационной структуры управления | |
IV. Показатели, характеризующие экономический механизм: Непрерывность и стабильность планов Дифференцированность форм организации заработной платы Состав, соотношение и доля фондов материального стимулирования в общем составе фондов доходов трудящихся Разнообразие видов цен на готовую продукцию | Анализ и планирование развития экономического механизма | |
V. Показатели эффективности системы управления: Экономичность организации управления Эффективность отдельных функциональных подразделений системы управления Эффективность деятельности линейных руководителей и системы управления в целом | Анализ эффективности системы управления и оценка мероприятий по ее развитию | |
В каждом случае вся система показателей не охватывается. В зависимости от целей анализа отдельные показатели и даже блоки могут рассматриваться как вспомогательные или совсем исключаться из рассмотрения.
2. Пути роста эффективности управления в современных условиях
В любой системе управления важно выделить те области бизнеса, в которых результат может быть измерен. Это - товары или услуги, рынки (включая потребителей и конечных пользователей) и каналы сбыта. Практически всегда есть некоторые товары, не являющиеся самостоятельными - части другого товара, вспомогательные товары, или товары, стимулирующие сбыт другого товара на рынке. Подходить к ним с общих позиций, с точки зрения стандартов, предъявляемых к основному товару, неверно.
В большинстве случаев главной причиной недостаточной эффективности является дисбаланс между областями бизнеса - товары, рынки, каналы сбыта. Так, например, хороший товар предлагают на неподходящий для него рынок, или через неподходящие каналы сбыта. Это может быть причиной вытеснения хорошего, с точки зрения производителя, товара с рынка. Необходимо также учитывать такие показатели, как товарооборот и количество операций за определенный период времени. Товар может давать хороший маржинальный доход, достаточную прибыль, но требовать значительного повышения постоянных затрат и приносить в конечном счете убытки. Важным является проведение эффективного контроля над затратами, политика их сокращения с использованием инструментов управления затратами.
Для выработки конкретных мероприятий по повышению экономической эффективности предпринимательства важное значение имеет анализ финансового состояния и финансовой устойчивости предпринимательской структуры.
При этом следует заметить, что процесс повышения эффективности всегда в той или иной мере обостряет противоречие между экономической и социальной ее составляющими. В 80-ые годы стала заметно усиливаться зависимость эффективности предпринимательской деятельности от факторов внешней среды. Это было связано с развитием и укреплением мирохозяйственных связей, перенасыщением не только национальных, но и традиционных внешних рынков при наметившейся тенденции появления новых (главным образом в бывших социалистических странах). В то же время были разработаны принципиально новые технологии, ускорился процесс создания товаров-аналогов и заменителей, а “жизненный цикл” продукции (особенно инновационной) еще более сократился. В результате существенно повысилась неопределенность и нестабильность не только товарных рынков, но и рынков труда и капитала. Все это, с одной стороны, привело к резкому обострению конкурентной борьбы уже не только за покупателя, но и за потребителя (потенциального покупателя), изменению ее методов, в частности, к глобализации предпринимательства и бизнеса, а с другой стороны, потребовало качественных изменений в организации предпринимательской деятельности, повышении ее эффективности.
Главной отличительной особенностью современной модели повышения эффективности предпринимательства является изменение системы стратегического целеполагания.
Улучшение показателей эффективности деятельности фирмы товаров возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности. Предлагается классификация факторов эффективности на уровне фирмы, представленная на рис. 1.
Рис. 1 - Классификация факторов эффективности
Анализ теоретических подходов к определению наиболее важных направлений повышения эффективности деятельности организации позволяет объединить их в две группы -
1 группа - мероприятия по росту результата деятельности организации;
2 группа - мероприятия по более экономному использованию ресурсов (ресурсосбережению, снижению затрат фирмы).
Расчет и анализ динамики указанных выше показателей не только позволяет оценить эффективность функционирования предприятия, но и выявить те из сторон, которые являются "слабым местом" организации, направив усилия на решение ее первоочередных проблем.