Сравнение основных экономических взглядов Августина и Аквинского
Августин Блаженный | Фома Аквинский |
Разделение труда на физический и умственный труд равноценно и не должно влиять на положение человека в обществе. | Разделение труда(деление людей по профессиям) обусловлено Божественным провидением и склонностями людей. |
Богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро, должно создаваться трудом людей независимо от их статуса. Нетрудовое накопление золота и серебра («искусственное богатство») являются грехом. | Богатство (золото и серебро)–является источником приумножения частной собственности и дается людям Богом согласно их статусу. |
Обмен является актом свободного волеизъявления людей. Обмен должен вестись на основе равной взаимной выгоды или равных потерь независимо от статуса обменивающихся лиц | Обмен может приводить к разной степени выгоды или потерь вследствие того, что в обмен вступают лица разного статуса. Обмен не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, т.к. в результате часто случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому». |
Принцип справедливой цены – ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства (затратный принцип). | Затратный принцип установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу того количества денег, которое соответствовало бы его положению в обществе, и нанести ущерб продавцу. Справедливая цена – это цена товара, позволяющая покрыть затраты на его производство и дать продавцу возможность поддерживать свой социальный статус |
Процент - доход ростовщика и торговая прибыль, извлекаемая из крупных сделок, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как грешные явления. | Ростовщический процент и прибыль торговцев допустимы, если извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском. Процент - плата за риск невозврата долга, считает его вполне справедливым явлением |
Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он - сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.
Последователи Ф. Аквинского — средневековые схоласты — опирались не на опыт, практику, а на авторитет источников, каковыми являлись писания отцов церкви, труды Аристотеля. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и истолкование понятий, методы формальной логики.
Положительным в наследии представителей этой школы является стремление представить не разрозненные понятия, а систему категорий, хотя и не связанных органично с действительностью.
Никола Орезм
Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся французский ученый Никола Орезм (Орезм) (ок. 1323—1382). В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании м изменении денег» он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Н. Орезму принадлежит одна из первых попыток обоснования «металлистической» теории денег.
Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Н. Орезм подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.
Другим направлением экономической мысли в период средневековья являлись экономические взгляды, нашедшие отражение в ересях и в требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских восстаний. Одним из важнейших социально-экономических мотивов средневековых ересей являлась борьба против богатства церкви. Еретики активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты Библии. В проповедях некоторых из них нашли отражения утопические идеи «потребительского коммунизма».
Основными разновидностями средневековых ересей являлись бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская ересь была направлена против церковного феодализма. Крестьянско-плебейская ересь была более революционной и обычно выливалась в восстании крестьян и городских низов.
Однако сколь бы ни были гениальны догадки мыслителей средневековья по поводу происхождения богатства, в целом эти мыслители рассматривали богатство в натурально-вещественном плане. Лишь позднее, по мере развития товарно-денежных отношений, все больший интерес стали проявлять к стоимостной форме богатства, и в частности к наиболее развитой его форме - денежной. Сформировалась первая школа экономической мысли — меркантилизм.
Восточный канонизм
Восточный канонизм представлен работами Ибн Хальдуна (1332-1406) – арабского историка и философа.
С 1354 года он занимал посты секретаря и посла у многих правителей Магриба и Испании. С 1382 года стал верховным судей в Египте. Главное интеллектуальное достижение Ибн Халдуна – «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» (1377-1382). В этой работе он изложил свои взгляды на развитие общества, выразил идею исторических циклов. Различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой.
В чем Ибн Хальдун расходился с католическим канонизмом?
а) в трактовке денег. В деньгах Ибн Хальдун видит главный элемент хозяйственной жизни и считает их основой приобретения и сохранения сокровищ. Роль денег должны выполнять полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра;
б) в трактовке «стоимости труда» или заработной платы. Размер заработной платы он связывает с тремя факторами:
- количеством труда;
- видом труда;
- потребностью других людей в этом труде.