Понятие монопольной власти
Власть - «категория человеческого бытия, обусловленная самой природой человека». Закономерностью развития власти является ее стремление к абсолютной власти, что превращает власть в монопольную, а ее субъект - в монополию.
В специальной литературе можно встретить различные понятия монопольной власти, при этом «…понятие монопольной власти в рыночных теориях носит, как и многие другие категории, формализованный, социально нейтральный характер».
Монопольная власть - это «способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара», причем «монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки». «Монопольная власть - это возможность монополии (продавца) повышать цену на свою продукцию при ограничении своего собственного объема производства».
Л.В. Антосик пишет: «Монопольная власть представляет собой возможность фирмы оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке, например, устанавливать цену, изменяя продаваемое количество этого товара».
Сам термин «монополия» употребляется в основном в следующих значениях:
-чистая монополия - единственный продавец;
-монополия, как фирма, занимающая на рынке доминирующее положение;
-монополия, как структура рынка, в которой присутствует рыночная власть;
-соглашение хозяйствующих субъектов о совместных действиях (прекращении конкуренции) в виде явного или неявного сговора (связанные соглашением хозяйствующие субъекты в последнем случае могут вести себя как один, однако внутри вновь образовавшегося предприятия, как показала практика, может вестись борьба за дополнительные привилегии).
В качестве функций монопольной власти исследователи называют следующие:
-запрещение или ограничение определенных действий в поведении объекта;
-принудительное направление объекта к реализации определенных действий;
-разрешение набора определенных действий.
Важно провести разграничение понятий монопольной, рыночной и экономической власти. Рыночная власть возникает, когда рыночный механизм заменяется внутрифирменным и компания начинает самостоятельно определять поведение других рыночных субъектов. Иными словами, обладающая рыночной властью компания определяет действия своих конкурентов, и чем большие возможности имеет фирма при навязывании своих условий конкурентам, тем большей рыночной властью она обладает. Понятие экономической власти характеризует возможности фирменного влияния, выходящие за пределы рынка. Монопольная власть является частным случаем рыночной власти.
Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Для общества совершенная конкуренция - стимул к минимизации издержек и максимальному приближению оплаты труда к его предельной производительности. Прибыль выступает здесь как результат предпринимательской активности при стандартных возможностях. Й. Шумпетер (1883-1950), выдающийся представитель австрийской экономической школы и идеолог предпринимательства, называет подобную прибыль статической.
Противоположностью чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой греческое слово «монополия» означает один продавец), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок.
Структуры совершенной конкуренции и монополии достаточно условны и односторонни. Первая сводит механизм регулирования экономики к рынку, вторая - к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся между ними.
Подобно монополиям, олигополисты и монополистические конкуренты имеют определенную степень контроля над ценой производимых ими продуктов. Но в отличие от монополистов они вынуждены делить рынок с другими производителями.
Монополистически конкурентные отрасли состоят из огромного количества небольших фирм. Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.
На олигополистических рынках гocподствуют немногие крупные фирмы.
Таким образом, модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли и по тому, насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Рыночная система базируется на принципе экономической целесообразности, на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. К этому подталкивают условия конкуренции, стремление обойти соперника, предложив на рынке товар более высокого качества и по более низкой цене.
Итак, монопольную власть можно определить как экономические отношения одностороннего и необратимого влияния господствующего субъекта рынка на другие экономические субъекты, направленные на принуждение к выполнению выгодного для него рода действий, на основе неравенства экономических условий хозяйствования.
2 Показатели и источники монопольной власти
Один из способов количественного определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название «показатель монопольной власти Лернера». Наличие монопольной власти и ее значение определяется на основе данного показателя, который имеет вид (1):
(1)
где L - коэффициент Лернера,
Эц - эластичность спроса по цене товара.
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы: P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Коэффициент Лернера может также быть выражен через коэффициент эластичности, используя универсальное уравнение ценообразования:
(P-MC)/P = -1/Ed (2)
Мы получаем уравнение:
= -1/Ed (3)
где Еd - эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.
Например, при эластичности спроса Е = -5 коэффициент монопольной власти L = 0,2. Однако высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки.
Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля - Хиршмана (IHН). При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:
(4)
§ IHH - индекс Херфиндаля - Хиршмана;
§ S1 - удельный вес самого крупного предприятия;
§ S2 - удельный вес следующего по величине предприятия;
§ Sn - удельный вес наименьшего предприятия.
Если в отрасли функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100 %, а IHH = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1 %, а IHH= 100.
Высоко монополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля - Хиршмана превышает 1800.
При значении этого индекса до 400 будет свободная конкуренция, от 400 до 1000 - монополистическая конкуренция, от 1000 до 3000 - олигополия, свыше 3000 - монополия. Например, в регионе Тюменская область и Ханты-Мансийский АО существует 4 поставщика электроэнергии. Первый - это три электростанции в Тюмени и Тобольске, их собственник - Финляндия. Они в поставках на рынок имеют долю в 14,8%. Другой поставщик - Сургут ГРЭС-2, собственник - Германия, имеет долю на рынке 42,3%, третий поставщик - Сургут ГРЭС-1, собственник - Газпром, имеет долю 28,9%. Четвёртый - Нижневартовская ГРЭС (собственник - Газпром) имеет долю 14,1%. Вместе они образуют олигополию, в которой индекс Херфиндаля - Хиршмана равен 3042, т.е. это фактически чистая монополия.
Итак, количество участников рынка здесь переходит в качество их взаимодействия: и цена, и полезность товара в олигополии может в долгосрочном периоде «консервироваться» из-за взаимного интереса всех ее участников в сохранении высокой, фактически монопольной цены.
Источники монопольной власти любого несовершенного конкурента, как это следует из выведенной выше формулы (3), связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:
-эластичность рыночного (отраслевого) спроса на продукцию фирмы (в случае чистой монополии рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы совпадают). Эластичность спроса фирмы обычно больше либо равна эластичности рыночного спроса.
Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, выделяют:
-наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
-временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);
-долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);
-степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);
-разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
-важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью);
-число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не просто общее число фирм, а число наиболее влиятельных, имеющих существенную долю на рынке, так называемых «основных игроков». Поэтому очевидно, что если на две крупные компании приходится 90% объема продаж, а на оставшиеся 20 - 10%, то у двух крупных фирм большая монопольная власть. Такое положение называется концентрацией рынка (производства).
-взаимодействие между фирмами. Чем более тесно взаимодействуют между собой фирмы, тем выше их монопольная власть. И наоборот, чем агрессивнее конкурируют между собой компании, тем слабее их возможности воздействовать на рыночные цены. Крайний случай, ценовая война, может сбить цены до конкурентного уровня. В этих условиях отдельная фирма будет опасаться поднять свою цену, чтобы не потерять своей доли на рынке, и, таким образом, будет обладать минимальной монопольной властью.
Итак, источники или факторы монопольной власти: доля фирмы в рыночном предложении; отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью; эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке. В целом, монополия характеризуется множественностью источников ее возникновения, которые можно сгруппировать в ресурсно-технологические, ресурсно-организационные, ресурсно-продуктовые и ресурсно-интеллектуальные. Ресурсно-технологическую основу имеют монополии, возникшие в результате обладания редким ресурсом или уникальной технологией. Ресурсно-организационные - монополии, возникшие в результате концентрации капитала и производства. Ресурсно-продуктовые - монополии, осуществляющие дифференциацию продукции. Ресурсно-интеллектуальная основа имеется у монополий, основанных на обладании уникальными знаниями. Таким образом, когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, говорят, что они обладают монопольной властью, и определяют монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.