Современное развитие коммерческой деятельности в розничной торговле

В современных рыночных условиях торговля испытала глобальные изменения в своей структуре и по своим объемам и влиянию на уровень жизни населения, занимает основную долю в экономике страны по отношению к другим отраслям. Для поддержания стабильности развития экономики в будущем необходимо проведение верной экономической политики развития торговли, достижение высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям (в том числе коммерческому) деятельности торгового предприятия. Коммерческая деятельность является неотъемлемой частью при прохождении процесса купли-продажи, которая приводит к развитию товарно-денежных отношений во всех звеньях экономического комплекса страны. При этом под коммерческой работой в торговле подразумевается сфера оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленная на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса потребителя и получения прибыли. В настоящее время появляется все большее количество торговых предприятий, которые стремятся получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Товарооборот торговых предприятий выступает необходимым условием, без которого не может быть достигнута главная цель – получение прибыли.[15]

Анализ коммерческой деятельности является одним из факторов, определяющих успешное функционирование торгового предприятия. Периодическое проведение данного анализа приведет к быстрой и качественной оценке эффективности коммерческой работы торгового предприятия, точному и быстрому определению и учету факторов, влияющих на получаемую прибыль, а также выбору наиболее выгодных путей решения возникших в коммерческой деятельности проблем торгового предприятия и получения желаемой прибыли в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Коммерческая деятельность на торговых предприятиях включает такие задачи как: ‒ закупка товарных ресурсов; ‒ планирование объемов закупки товаров с учетом намечаемого уровня прибыли; ‒ планирование ассортимента и реализации товаров; ‒ организация продажи товаров. На деятельность коммерческих предприятий в современных условиях оказывают влияние, такие немаловажные факторы как: организационно – экономические, технические, информационные и др. Под влиянием данных факторов, необходимо быть в постоянной готовности вносить изменения в коммерческую деятельность торгового предприятия, изменять ее в зависимости от конкретной ситуации, стратегии, конкурентов, поэтому предпринимателю следует тщательно анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Функционирование и эффективная деятельность любого торгового предприятия в большей степени зависит от хозяйственных связей с поставщиками, которые включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров. При несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть невыполнение намеченных показателей или прямые финансовые потери.

Кроме всего этого, эффективная коммерческая работа в розничной торговле зависит и от индекса предпринимательской уверенности. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле вырос в 2011 г. по отношению к 2009 г. и наибольшее значение наблюдается в 3 квартале. Анализируя оценку экономической ситуации в розничной торговле, можно отметить, что 76 % от числа обследованных организаций в 4 квартале занимают удовлетворительную оценку, 15 % – благоприятную, 9 % – неблагоприятную. Отрадно, что организации с благоприятной оценкой выросли на 4 п.п., а с удовлетворительной – сократились. Проведенная оценка факторов, ограничивающих деловую активность организаций розничной торговли (в IV квартале в процентах от числа обследованных организаций), показала, что 63 % в 2011 г. занимает высокий уровень налогов, что на 23 п.п. больше 2009 г. Далее следует недостаточный платежеспособный спрос – 51 %, против 57 % в 2009 г. Высокая арендная плата и высокие транспортные расходы примерно на одном уровне, ограничивают деловую активность организаций розничной торговли 28 % и 26 % соответственно, при этом сокращаясь из года в год. Незамеченным остался и такой фактор, как высокий процент коммерческого кредита – 21 % в 2011 г. относительно 25 % в 2009 г. И на последнем месте отмечен недостаточный ассортимент – это 10 % в 2011 г., что на 2 п.п. меньше 2009 г.

Проведенный анализ развития коммерческой деятельности торгового предприятия позволил определить основные направления его эффективного развития: ‒ наращивать темпы роста объема товарооборота (по всем каналам реализации); ‒ привлечение новых покупателей (с помощью проведения различных акций, дегустаций, рекламной деятельности и т.д.); ‒ повышать уровень квалификации коммерческих работников; ‒ эффективно использовать экономический (ресурсный) потенциал; ‒ проведение целенаправленной работы с предприятиями-изготовителями по увеличению и обновлению ассортимента товаров; Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами ‒ поиск оказания новых видов услуг и расширение деятельности имеющихся; ‒ техническая модернизация торговых предприятий; ‒ формирование достаточного размера товарных запасов для обеспечения бесперебойной торговли и ускорения товарооборачиваемости; ‒ сократить потери и повысить эффективность хранения товаров; ‒ разработать положение о поставщиках (бизнес-процессы и регламенты по работе с поставщиками); ‒ отсутствие страха перед коммерческим риском; ‒ повышение качества обслуживания потребителей; ‒ сокращение издержек обращения; ‒ целесообразное распределение средств, получаемых от экономии затрат; ‒ получение максимальной прибыли. Основная цель развития торговли – создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий, с помощью совершенствования законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой функционируют торговые предприятия, а также улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. Таким образом, применив выше указанные мероприятия, розничные торговые предприятия не только повысят эффективность своей коммерческой деятельности, но и значительно превзойдут своих конкурентов в качестве обслуживания населения.

Заключение

В результате проведенных всесторонних аналитических исследований сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута и решены все поставленные задачи.

Коммерческая деятельность - это неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.

Одной из основных целей коммерческой деятельности является всесторонне удовлетворение потребностей населения и получение максимальной прибыли.

Коммерческие процессы - это процессы организации купли-продажи товаров с целью получения максимальной прибыли.

Функции коммерческой деятельности - это совокупность определенных обязательных действий в процессе обмена, которые они должны совершать для достижения своих коммерческих целей. Функции коммерческой деятельности классифицируются на экономические и технологические в зависимости от обстоятельств. Реализация всех коммерческих функций предполагает, осуществление следующих типичных операций: определение конкретного покупателя / продавца, согласование всех условий обмена, заключение коммерческого договора и исполнение согласованных обязательств, то есть покупка / сбыт (продажа) товаров и услуг, произведение необходимых денежных расчетов.

Принципы - это исходный пункт, основное исходное положение науки и основные нормы поведения, правила научной деятельности, на базе которых она организуется. В аспекте нашего анализа принципы определяют основные направления коммерческой деятельности, требования к формированию отношений, их организации. К принципам развития коммерческой деятельности можно отнести объективность, комплексность, системность, гибкость, выделение приоритетов, высокая ответственность, нацеленность на достижение конечного результата - прибыли.

Коммерческая деятельность торгового предприятия состоит из целого ряда торгово-организационных операций и управления ими. Основой осуществления данной деятельности являются теоретические и практические знания об организации и техники осуществления торговых операций. Потребительский рынок имеет отличительную особенность осуществления коммерческих операций, основная его цель – обслуживание процесса обмена. Для успешной реализации процесса купли-продажи необходимо выполнить взаимосвязанные и выстроенные в определенном порядке действия, носящие коммерческий характер и отражающие организационную, политическую и социальную составляющую процесса

Список используемой литературы:

1) Александров Ю.Л. Экономика товарного обращения [текст] / Ю. Л.Александров, Н.Н. Терещенко. - СПб: Питер, 2009. - 215с.

2) Арустамов, Э.А. Организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса [текст] / Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 278 с.

3) Брагина, Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. [текст] / Л.А. Брагина и Т. П. Даньков. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 560с.

4) Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник. [текст] / С. Н. Виноградова - М: Высшая школа, 2010. - 224с.

5) Виноградова, С. Н. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие [текст] / С.Н. Виноградова. - Минск: Высшая школа, 2009. - 461с.

6) Войтоловский, Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина. – СПб: Питер, 2010.

7) Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для вузов [текст] / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц.- 5 - е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2009. - 520 с.

8) Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов [текст] / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. -3 - е изд., перераб. и доп.- М.: Наука, 2009.- 596 с.

9) Елагин, Ю.А. Технология и коммерческая деятельность [текст] / Ю.А. Елагин, Т.И. Николаева. - Екатеринбург: Образование, 2010. - 207с.

10) Ермакова, Н.Ю. Состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Ставропольском крае / Н.Ю. Ермакова, А.С.Христенко, Т.Ю. Фролова // В сборнике: Актуальные проблемы развития предпринимательства. – 2013.

11) Каплина, С. А. Организация коммерческой деятельности [текст] / С. А. Каплина. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 398 с.

12) Козлов, В. К. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: учебн. пособие для вузов [текст] / В. К. Козлов. - СПб.: Питер, 2011. - 322 с.

13) Кислов, А. В. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация и управление: учебн. пособие для вузов [текст] / А. В. Кислов. - М.: ЮНИТИ. – 2012. - 322 с.

14) Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов [текст] / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина.- М: ЮНИТИ, 2010. - 580 с.

15) Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник для сред. спец. учеб. Заведений [текст] / О.В. Памбухчиянц.- Москва.: Дашков и К, 2009.- 442 с.

16) Платонов, В.Н. Организация торговли: учебное пособие для вузов [текст] / В.П. Платонов.- Минск: БГЭУ, 2010.- 287 с.

17) Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.П. Половцева.- М.: ИНФРА - М, 2011.- 248 с.

18) Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности: учебник [текст] / Б. И. Синецкий. - М.: Колос, 2010. - 358с.

19) Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 368 с.

20) Якушев, А.А. Организация торговли на предприятии [текст] / А.А. Якушев. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

21) Ярыгин, А.В. Коммерческая деятельность [текст] / А.В. Ярыгин. - М.: Инфра-М, 2011. - 366с.

22) Белоусова Н. А., Радюкова Я. Ю. Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 4 (050).

23) Дорожкина Н. И., Шепелев О. М. Разработка организационно-экономического механизма формирования резервов проектирования процессов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5

24) Полунин Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9.

25) Сутягин В. Ю., Турлачева М. А. Сбалансированнная система показателей как эффективный инструмент реализации стратегии развития предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5

26) Чернышова О. Н., Федорова А. Ю. О мерах по укреплению финансовой устойчивости предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11.

[1] Козлов, В. К. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: учебн. пособие для вузов [текст] / В. К. Козлов. - СПб.: Питер, 2011. – С.29.

[2] Кислов, А. В. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация и управление: учебн. пособие для вузов [текст] / А. В. Кислов. - М.: ЮНИТИ. – 2012. – С.82.

[3] Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник. [текст] / С. Н. Виноградова - М: Высшая школа, 2010. – С.62.

[4] Каплина, С. А. Организация коммерческой деятельности [текст] / С. А. Каплина. - М.: ЮНИТИ, 2011. – С.95.

[5] Белоусова Н. А., Радюкова Я. Ю. Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 4 (050). С. 33.

[6] Полунин Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9. - С. 131.

[7] Дорожкина Н. И., Шепелев О. М. Разработка организационно-экономического механизма формирования резервов проектирования процессов повышения эффективности деятельности промышленного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5-6. С. 39.

[8] Сутягин В. Ю., Турлачева М. А. Сбалансированнная система показателей как эффективный инструмент реализации стратегии развития предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 5. - С. 112.

[9] Чернышова О. Н., Федорова А. Ю. О мерах по укреплению финансовой устойчивости предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 252.

[10] Ермакова, Н.Ю. Состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Ставропольском крае / Н.Ю. Ермакова, А.С.Христенко, Т.Ю. Фролова // В сборнике: Актуальные проблемы развития предпринимательства. – 2013. – С. 62.

[11] Войтоловский, Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина. – СПб: Питер, 2010. – С.118.

[12] Ермакова, Н.Ю. Состояние и тенденции малого бизнеса в Ставропольском крае / Н.Ю Ермакова // В сборнике: Проблемы и перспективы развития современного предпринимательства. – 2011. – С. 38.

[13] Якушев, А.А. Организация торговли на предприятии [текст] / А.А. Якушев. - СПб.: Питер, 2011. – С.153.

[14] Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.П. Половцева.- М.: ИНФРА - М, 2011. – С.206.

[15] Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С.163.

Наши рекомендации