Целевые индикаторы реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года

СТРАТЕГИЯ

развития малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) подготовлена в соответствии с решениями, принятыми на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», состоявшемся 7 апреля 2015 г., на основе положений действующих документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и актуализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), а также плановых и программно-целевых документов, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

II. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Малый и средний бизнес в России, будучи новым экономическим явлением еще 25 лет назад, в настоящий момент состоялся.

Малые и средние предприятия – это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, 95 % от всех коммерческих предприятий по стране, рабочие места для 18 млн. граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта России, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими компаниями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью – обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

При этом к настоящему времени в России созданы организационные и нормативно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Теме развития малого и среднего предпринимательства уделяется большое внимание руководством страны. Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. В 2015 году теме развития малого и среднего бизнеса было посвящено отдельное заседание Государственного совета Российской Федерации.

Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получить грант на начало собственного дела, микрозайм, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях.

С 2005 года Министерство экономического развития Российской Федерации на ежегодной основе предоставляет регионам средства федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке малых и средних предприятий при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов.

Акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») реализуется отдельная программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для микропредприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей.

Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд компаний с государственным участием.

В субъектах Российской Федерации сформирована развернутая сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки бизнеса: бизнес-инкубаторы, промышленные парки, центры развития бизнеса, центры поддержки в сфере инноваций и промышленного производства, центры поддержки экспорта.

Развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в рамках «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы.

В целях увеличения объемов гарантийной поддержки и формирования Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году учреждено акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» (АО «НДКО «АКГ»). При этом в апреле 2015 г. принято решение о преобразовании АО «НДКО «АКГ» в акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП»).

С 2015 года начало работу акционерное общество «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ»), деятельность которого направлена на организацию предоставления услуг по поддержке экспорта в режиме «одного окна».

Однако вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран.

На малые и средние компании приходится только 5-6 % от общего объема основных средств и 6-7 % от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране.

Можно констатировать, что малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации – это в первую очередь микробизнес. Сектор малого и среднего предпринимательства в России представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями – юридическими лицами (62,6 % и 32,9 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году соответственно).

В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий в целом по экономике, по данным Росстата, поступательно снижается. Падение показателя только в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8 п. п. – с 34,2 % в 2013 году до 32,4 % в 2014 году. За аналогичный период доля средних предприятий в обороте экономики снизилась с 4,1 до 3,9 %, а малых предприятий – с 21,6 до 20,4 процента.

Снижается инвестиционный потенциал среднего бизнеса. Объем инвестиций в основной капитал средних предприятий с 2008 года сократился более чем на 50 % и составил 256,2 млрд. рублей. Если в 2008 году доля средних предприятий в объеме инвестиций превышала долю малых компаний на 6,8 %, то по итогам 2014 года отставание средних компаний составляет 2,6 раза.

Производительность труда на малых и средних предприятиях в России, по оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, составляет 0,9 млн. рублей на 1 человека, что на порядок ниже, чем в ряде других стран (в странах Европейского союза значение показателя фиксируется на уровне 2,2 млн. рублей, в США – 3,4 млн. рублей). Одновременно наблюдается значительное отставание уровня производительности труда в секторе от уровня производительности труда в среднем по экономике.

В России сравнительно невелико число средних предприятий, и в силу своей немногочисленности (0,2 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства) такие предприятия не играют весомой роли в обеспечении экономического развития. На долю средних предприятий в России приходится значительно меньшая часть совокупного оборота сектора малого и среднего предпринимательства по сравнению с развитыми странами – 12 % в России против 20-25 % в странах Европейского союза (по данным Евростата). Вместе с тем зарубежный опыт свидетельствует о том, что основную добавленную стоимость в экономике создают именно средние предприятия, которые характеризуются большой долей вложений в НИОКР и высокой производительностью труда.

В 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Российской Федерации, по данным Федеральной таможенной службы, составила около 6 процентов. В то же время вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран довольно значителен: их доля в общем объеме экспорта, по данным ОЭСР, достигает от 25 до 35 процентов. В отдельных развивающихся странах вклад малых и средних предприятий в экспорт продукции еще выше: в Корее – около 40 %, в Китае – более 50 процентов.

Остается низкой инновационная активность малых и средних компаний.

Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки.

Малый и средний бизнес развивается на территории России неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации. Согласно статистическим данным, на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий – юридических лиц приходится около 46 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц. Схожая картина наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей.

Лишь 5,8 % россиян трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями (данные проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства 2013»). Для сравнения, в странах БРИКС фиксируется более высокое значение показателя (Бразилия – 17,3 %, Китай – 14,0 %, Индия – 9,9 %, ЮАР – 10,6 %). В США доля граждан, начинающих собственных бизнес, составляет 12,7 процентов.

Остается нерешенным вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса. Ключевой индикатор проблемы недостаточного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства – отставание российских показателей от среднемирового уровня. По данным Банка России, в 2014 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 18,4 % (среднемировой уровень – 23 %).

Сильное негативное воздействие на сектор оказали кризисные явления. Рост процентных ставок и кризис ликвидности – эти и другие смежные факторы «ударили» по себестоимости продукции и рентабельности бизнеса, инвестиционным планам и финансовой устойчивости малых и средних компаний.

В условиях действия кризисных явлений в экономике в конце 2014 года и 2015 году обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий. Согласно результатам проводимых Росстатом ежеквартальных обследований малых предприятий, в среднем около 50 % малых предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, регулярно сталкивается с проблемой «недостаточного спроса на внутреннем рынке».

Отдельные меры, принятые в сфере экономической и социальной политики в последние годы, не учитывали интересы малых и средних предприятий. Среди таких мер – увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации, влекущие к сокращению количества таких объектов, и ряд других.

Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при проектировании и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки.

Задачи развития малого и среднего предпринимательства придется решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних вызовов, с которыми сталкивается Россия, что требует еще большей интенсификации усилий по решению накопленных проблем. К числу ключевых вызовов в части развития малого и среднего предпринимательства относятся:

повышение запросов потребителей в связи с актуализацией ценности качества жизни и таких его элементов, как человеческий капитал, состояние окружающей среды, бытовой комфорт;

индивидуализация товаров и услуг;

автоматизация технологических процессов;

переход от иерархических моделей предоставления государственных и муниципальных услуг к более гибким и децентрализованным механизмам и сопутствующее усиление роли негосударственных поставщиков таких услуг (прежде всего в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и образовании);

изменение демографической ситуации (старение населения, рост миграционных потоков);

развитие интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства и усиление конкуренции между предпринимателями, представляющими страны – участники.

III. Миссия, цель и задачи Стратегии.

Принципы и этапы реализации Стратегии

Миссия Стратегии – создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни людей и роста доли среднего класса путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.

Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой – социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Ключевыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:

увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий по отношению к 2014 году в сопоставимых ценах (что будет соответствовать увеличению доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России не менее чем в 1,5 раза в зависимости от динамики развития иных секторов экономики и действия макроэкономических факторов);

увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства по отношению к 2014 году в сопоставимых ценах;

увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов;

увеличение доли занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 процентов.

Достижение целевых индикаторов обеспечивается за счет выделения в рамках Стратегии следующих целевых групп (секторов) малых и средних предприятий и ориентации основных мер и мероприятий на поддержку таких предприятий:

«массовые» малые и средние предприятия – предприятия, которые, как правило, специализируются на осуществлении торговых операций, предоставлении услуг, производстве и реализации сельскохозяйственной продукции и, таким образом, играют ключевую роль в обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды для проживания;

«высокотехнологичные» малые и средние предприятия – экспортно ориентированные предприятия, предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстрорастущие предприятия («газели»), которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи.

1. Интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства.

2. Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики.

3. Создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях.

4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий.

5. Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей.

6. Повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства.

7. Стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.

8. Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Реализация Стратегии основывается на ряде ключевых принципов.

Первый из них – «малый бизнес – прежде всего». При проектировании реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий. Необходимо создать такую ситуацию, когда принятие решений, ухудшающих финансовое положение и в целом условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, создающих дискриминационные условия в пользу крупных хозяйствующих субъектов и контрольно-надзорных органов, будет сведено к минимуму. В рамках реализации Стратегии будут сформированы соответствующие механизмы, в том числе на основе развития системы оценки регулирующего воздействия и иных механизмов получения обратной связи от предпринимательского сообщества.

Второй принцип – «работать легально – выгодно». Важно продемонстрировать все плюсы ведения предпринимательской деятельности в правовом поле. Легализация бизнеса – это не только определенные гарантии со стороны государства, но и возможности для развития. Работать легально будет выгодно в том случае, если взаимодействие предпринимателя с регулирующими органами сведется к минимуму, а между бизнесом и властью установятся доверительные отношения.

Третий принцип – «содействие ускоренному развитию». В приоритет при оказании поддержки будут выделены малые и средние предприятия, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше. Именно такие компании могут превратиться в очаги обновления экономики. В связи с этим широкое развитие должны получить механизмы акселерационного развития, в первую очередь экспортный и инновационный лифты.

Четвертый принцип – «создавать условия для развития малых и средних предприятий – выгодно». Будет сформирована система стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства.

Пятый принцип – «обеспечение гарантированных и стабильных правил игры», что будет заключаться в обеспечении предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также в реализации согласованных со всеми заинтересованными сторонами подходов к изменению государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Одновременно основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен в ближайшие годы состоять во всемерном упрощении, сокращении норм регулирования, придании правовой системе, регулирующей предпринимательскую деятельность, ясного, понятного и внутренне непротиворечивого характера. Необходимо перейти от политики тотальных запретов к применению гибких и тонких инструментов регулирования, направленных на стимулирование предприимчивости и творчества граждан. При этом любые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, должно быть легко и комфортно соблюдать. Комфортная среда для бизнеса – та формула, которая должна обеспечить реализацию предпринимательского потенциала населения.

Реализация Стратегии запланирована в 3 этапа.

На первом этапе (2016-2018 годы) решается задача по снятию имеющихся ограничений в развитии сферы малого и среднего предпринимательства, по совершенствованию условий ведения бизнеса, полноценному запуску всех инструментов и мер государственной поддержки.

Второй этап (2019-2025 годы) будет связан с обеспечением устойчивой динамики сектора как результата реализованных на предыдущем этапе мероприятий. Первостепенное внимание будет уделено стимулированию развития новых рыночных ниш для сферы малого и среднего предпринимательства с целью учета долгосрочных вызовов и трендов развития мировой экономики и мировой системы исследований и разработок (индивидуализация услуг, развитие человеческого капитала, реализация концепций устойчивого развития, зеленого роста и повышения качества жизни).

На третьем этапе (2026-2030 годы) будет обеспечено лидерство в отдельных сферах деятельности малых и средних предприятий на мировом уровне (прежде всего в сферах, соответствующих долгосрочным научно-технологическим приоритетам Российской Федерации).

Перечень целевых индикаторов реализации Стратегии на период до 2030 года прилагается.

IV. Способы и механизмы достижения цели и решения задач Стратегии

1. Единый центр поддержки малого и среднего
предпринимательства

В 2015 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» создано АО «Корпорация «МСП», которое будет осуществлять деятельность в качестве государственного института развития малого и среднего предпринимательства.

В рамках деятельности АО «Корпорация «МСП» будет обеспечено решение следующих задач:

оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;

организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

обеспечение совершенствования мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

АО «Корпорация «МСП» выступит системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

В частности, на базе АО «Корпорация «МСП» будет сформирован единый центр финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства как «массового», так и высокотехнологичного сектора, что позволит:

объединить финансово-кредитные ресурсы АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» в целях усиления координации при реализации мер поддержки и достижения положительного синергетического эффекта для развития рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечить реализацию программы рефинансирования кредитных организаций Банком России под поручительства АО «Корпорация «МСП»;

обеспечить развитие Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

С участием АО «Корпорация «МСП» будет обеспечены разработка и внедрение стандартов оказания различных форм и видов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в том числе в рамках деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

АО «Корпорация «МСП» будет также организована реализация системных проектов в области пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности.

В целях снижения издержек бизнеса, связанных с доступом к правовой и маркетинговой информации, на базе АО «Корпорация «МСП» будет организована система информационно-консультационной и маркетинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагающая задействование потенциала различных инструментов, позволяющих удовлетворить потребности бизнеса в информации на разных стадиях развития, – интернет-решения, горячая линия в рамках общероссийского контакт-центра, аналитический центр, экспертный ресурс иных организаций.

При этом предоставление консультационных и иных видов нефинансовых услуг АО «Корпорация «МСП» будет организовано на базе сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках решения задачи по увеличению доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация «МСП» совместно с отдельными заказчиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут реализованы в том числе следующие меры:

осуществление оценки и мониторинга соответствия планов закупки, изменений в планы закупки, проектов таких планов, проектов изменений в такие планы, годовых отчетов о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;

обеспечение координации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;

оказание малым и средним предприятиям методического содействия в целях обеспечения их участия в закупках;

разработка и внедрение специальных финансовых продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства – участников закупок;

осуществление мероприятий, направленных на формирование сети надежных поставщиков из числа малых и средних компаний.

АО «Корпорация «МСП» будет также организована система мониторинга за оказанием поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами власти разного уровня, а также организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Рыночные ниши для бизнеса

2.1. Развитие конкуренции на локальных рынках

Важную роль для развития малого и среднего предпринимательства играет снятие административных барьеров, препятствующих занятию рыночных ниш на региональных и муниципальных рынках товаров, работ, услуг.

С этой целью в субъектах Российской Федерации будет обеспечено внедрение утвержденного Правительством Российской Федерации стандарта развития конкуренции.

Каждым регионом будут сформированы:

перечни приоритетных и социально значимых рынков с учетом специфики развития региональной экономики;

системные и отраслевые показатели развития конкуренции для мониторинга и целеполагания;

«дорожные карты» по содействию развитию конкуренции;

На федеральном уровне будет создана система мониторинга конкурентной среды в регионах на основе использования информационной платформы, интегрирующей лучшие практики по развитию конкуренции и обеспечивающей обмен знаниями в данной области, а также позволяющей сформировать федеральный рейтинг развития конкуренции в регионах.

Федеральными органами исполнительной будут также осуществляться общесистемные и отраслевые мероприятия, направленные на развитие конкуренции и снижение административных барьеров для деятельности малых и средних предприятий на отдельных отраслевых рынках.

Барьером для развития предпринимательства выступает несокращающееся и даже растущее участие государства в тех сегментах экономики, где его присутствие не всегда является необходимым. Во многих муниципальных образованиях на территории Российской Федерации государственные и муниципальные организации полностью занимают нишевые рынки, на которых возможна деятельность малых и средних предприятий.

Для обеспечения развития конкуренции и стимулирования выхода малых и средних предприятий на новые рынки будут приняты решения, направленные на ограничение права создания и сохранения государственных и муниципальных предприятий и учреждений на конкурентных рынках (по широкому перечню таких рынков, включая дорожное строительство, транспорт, охранные услуги, благоустройство, ритуальные услуги и другие сферы).

В целях стимулирования предпринимательской активности в отдельных отраслях планируется осуществить разработку банков «готовых решений» для эффективного ведения бизнеса, в том числе с использованием инструментов франчайзинга.

2.2. Поддержка малого и среднего предпринимательства
в социальной сфере

Большой потенциал для развития малого и среднего предпринимательства существует в социальной сфере.

Предлагается применить комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг, что потребует реализации мер по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне. Соответствующая работа будет предусмотрена в рамках отдельной «дорожной карты», утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основными направлениями данной работы станут снятие ограничений для вхождения новых компаний на рынок социальных услуг и формирование системы преференций и мер их поддержки.

Отдельную категорию предпринимателей, действующих в социальной сфере, составляют предприниматели, специализирующиеся на производстве продукции и услуг в интересах социально незащищенных групп граждан либо создающие рабочие места для таких групп граждан, –субъекты социального предпринимательства. При этом формально социальное предпринимательство может выходить за рамки социальной сферы, но в то же время решать многие социальные вопросы. В рамках Стратегии предстоит определить дополнительные механизмы поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства.

2.3. Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий

Закупки продукции для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц – это рынок с годовым объемом свыше 25 трлн. рублей (что эквивалентно 30 % от валового внутреннего продукта России), в рамках которого возможно динамичное развитие малых и средних предприятий.

В рамках стратегии будет продолжена работа по расширению участия малых и средних предприятий в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Расширению доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд будут способствовать общие меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в том числе меры по повышению открытости закупок и снижению издержек бизнеса, связанных с оформлением заявок на участие в торгах.

В то же время предлагается принять ряд дополнительных мер, в том числе:

предусмотреть право заказчиков не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в случае, если контракт заключается с субъектом малого предпринимательства и условиями контракта не предусмотрена выплата аванса;

установить типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа малых предприятий.

В целях содействия встраиванию малых и средних предприятий в производственные цепочки отдельных видов юридических лиц будут приняты меры, предусматривающие:

повышение прозрачности закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе посредством внедрения простых и понятных способов закупок, формирования единых закупочных политик в крупных холдинговых компаниях, включения сведений о планируемых закупках у малых и средних предприятий в соответствующие планы закупки товаров, работ, услуг, планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;

сокращение издержек потенциальных поставщиков в связи с участием в закупках за счет широкого внедрения технологий электронных торгов;

содействие формированию профессионального сообщества, в рамках деятельности которого возможна разработка стандартов осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

постепенное наращивание обязательной квоты по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 % в 2016 году до минимум 25 % начиная с 2018 года;

проведение регулярного анализа потребностей заказчиков в привлечении к исполнению заказов малых и средних предприятий;

организацию мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках;

организацию методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках;

формирование пула надежных поставщиков из числа малых и средних предприятий, производственные мощности и профессиональные компетенции которых позволят обеспечить исполнение контрактов, заключаемых с заказчиками;

содействие формированию системы совещательных органов, отвечающих за аудит эффективности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработку и реализацию программ партнерства между заказчиками и малыми и средними предприятиями.

Особую роль в решении задачи по увеличению доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего бизнеса будет играть АО «Корпорация «МСП».

2.4. Развитие торговли и потребительского рынка

Малые и средние предприятия, работающие в сфере потребительского рынка, помимо решения социальной задачи устранения безработицы и обеспечения самозанятости населения, обеспечивают индивидуальный подход к покупателям, узкую товарную специализацию, а также являются одним из основных каналов сбыта для мелких и средних производителей, в том числе местных сельхозпроизводителей.

Важнейшим приоритетом Стратегии будет выступать развитие многоформатной инфраструктуры потребительских рынков и создание необходимых условий для развития новых форматов торговли в России.

При этом развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим направлениям:

обеспечение реализации права предпринимателей на осуществление торговли в разрешенных законодательством местах, в том числе на основе продления хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговлю, сроков действия правоустанавливающих документов на существующих или более льготных условиях (договоров аренды государственных и муниципальных помещений и земельных участков, договоров, разрешений и иных прав на осуществление нестационарной, мобильной, ярмарочной, рыночной торговли);

установление персональной зоной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечение роста количества торговых объектов всех форматов (нестационарных и мобильных торговых объектов, стационарных несетевых магазинов, розничных рынков, ярмарок и торговых мест на них);

Наши рекомендации