Лжепредпринимательство. Отличие от незаконного предпринимательства. (Статья 173)
Закон определил уголовно наказуемое лжепредпринимательство, как создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Подобная деятельность противоречит самой сути предпринимательства, нарушает основные принципы предпринимательской деятельности. Дополнительный объект преступления — права и законные интересы граждан, организаций или государства.
Объективная сторона лжепредпринимательства включает несколько признаков:
— создание зарегистрированной коммерческой организации. На этом этапе преступления выполняются все необходимые для регистрации и получения лицензии действия, а также открытие расчетного и текущего счетов для проведения соответствующих банковских операций;
— невыполнение этой организацией соответствующей деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг либо имитация подобной деятельности;
— совершение под видом и от имени данной организации различных действий, направленных на получение кредитов, освобождение от уплаты налогов, отмывание „грязных“ денег, приобретенных незаконным путем, прикрытие запрещенной деятельности, извлечение иной имущественной выгоды;
— наступление последствий в виде крупного ущерба гражданам, иным коммерческим или некоммерческим организациям либо государству, причинно связанных с созданием лжепредпринимательской организации и ее незаконной деятельностью. Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тысяч рублей. Если ущерб причиняется нескольким субъектам, то при определении его размера следует учитывать совокупный вред. В размер крупного ущерба должны войти: сумма невозвращенного кредита, общая сумма вкладов граждан, сумма налога, не уплаченная в связи с примененной льготой, и другие убытки, причиненные преступными действиями. Состав по конструкции материальный. Преступление признается оконченным с момента причинения крупного ущерба при наличии причинной связи между действиями лица и крупным ущербом.
По тексту получается, что крупный ущерб причиняет сам факт создания коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность. Вряд ли это возможно. Ущерб все-таки причиняют те действия, которые осуществляет данная организация, прикрываясь соответствующей предпринимательской структурой.
Создание коммерческой организации означает ее официальную регистрацию, иногда даже лицензирование конкретного вида деятельности. Этому предшествуют другие действия: сбор пакета документов, проведение собрания учредителей, подготовка устава или текста учредительного договора, открытие расчетного и текущего счета в банке после получения регистрационного свидетельства. Все эти действия были выполнены без намерения в дальнейшем осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность. Лжепредприниматели преследовали другую цель — получить кредиты, освободиться от налогов или получить налоговую льготу, а кредиты использовать на проведение других коммерческих операций. Организационно-правовые формы таких организаций могут иметь различный характер: производственный кооператив, хозяйственное товарищество, закрытое акционерное общество и др. Невыполнение деятельности, указанной в регистрационном свидетельстве или в лицензии, означает, что коммерческая организация не приступала к этой деятельности или для прикрытия частично ее выполняла. Получение кредитов или освобождение от налогов свидетельствуют о создании условий для другой деятельности, более выгодной, для совершения других коммерческих операций с целью извлечения большей прибыли и более легким способом. Например, учредители создают банк, но не проводят банковских операций, а используют вклады граждан для торгово-посреднической деятельности или, получив кредиты для производства каких-либо товаров, хозяйственное товарищество „прокручивает“ их в банках и т.д. Нередко лжепредприятие используется для прикрытия запрещенной деятельности, например, для торговли оружием или наркотиками. Такие действия квалифицируются по совокупности преступлений
Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно и, как правило, с корыстной целью. Субъект (субъекты), создавая лжепредпринимательскую коммерческую организацию, знает, что она не будет заниматься предпринимательской или банковской деятельностью, а по существу образовывается фиктивно для извлечения имущественной выгоды путем получения кредитов, освобождения от налогов и т.п. или прикрытия запрещенной деятельности, предвидит неизбежность или возможность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает наступления такого последствия либо же сознательно его допускает или безразлично относится к возможности наступления такого последствия.
Важной характеристикой субъективной стороны лжепредпринимательства являются указанные в законе цели создания фиктивных предпринимательских структур, которые должны присутствовать уже при создании этих организаций.
Субъект преступления специальный. Им являются учредители и руководители лжепредпринимательской коммерческой организации, а также иные уполномоченные ими лица, принимавшие участие в ее официальном создании.
Непростым является вопрос о квалификации лжепредпринимательства по совокупности с другими преступлениями, поскольку крупный ущерб, о котором говорится в статье 173, подчас причиняется действиями, которые сами по себе преступны.
Если лжепредпринимательская организация занимается запрещенными уголовным законом видами деятельности (изготовление и сбыт оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга, контрабанда и т.д.), ответственность должна наступать не только по статье 173, но и за соответствующие преступления, поскольку здесь происходит посягательство на различные объекты.
Создание лжепредпринимательской коммерческой организации с целью противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц путем обмана или злоупотребления доверием и фактическое завладение чужим имуществом подобным образом следует квалифицировать как мошенничество по статье 159. Привлечение к ответственности по совокупности статье 173 и статье 159 возможно лишь в случае реальной совокупности данных преступлений, в частности, когда в результате лжепредпринимательства имело место извлечение имущественной выгоды, не связанное с хищением чужого имущества.
Учредители и руководители лжепредпринимательской организации, освобождённой от налогов, не могут привлекаться по статье 199 за уклонение от уплаты налогов с организации в силу отсутствия в этом случае признаков объективной стороны преступления.
Деяние относится к категории преступлений средней тяжести.
Отличие от незаконного предпринимательства.
В отличие от незаконного предпринимательства (статья 171) и незаконной банковской деятельности (статья 172), когда сама экономическая деятельность осуществляется, но с нарушением установленного порядка (без регистрации коммерческой организации, при отсутствии лицензии и т.д.), в данном случае по форме может быть все правильно. Коммерческая организация зарегистрирована в установленном порядке, возможно, получила лицензию на соответствующий вид хозяйственной деятельности, но фактически этой деятельностью не занимается и не имеет такого намерения. Подобные организации, как правило, существуют непродолжительное время и ликвидируются после достижения тех незаконных результатов, ради которых они были созданы.