Пессимистический сценарий
Введение
Задача данного пособия состоит в том, чтобы помочь начинающему предпринимателю осознать свое предприятие в комплексе, прогнозировать возможные финансовые результаты и сделать объективный вывод о целесообразности открытия собственного дела.
У любого бизнес-плана есть две функции:
Внутренняя: для внутреннего понимания предпринимателем, руководителем предприятия и сотрудниками путей развития предприятия в целом или отдельного проекта;
Внешняя: для внешних пользователей - убедить кредитора, инвестора в состоятельности проекта.
Готовый бизнес-план должен состоять из следующих разделов:
Резюме
- Основная идея проекта
- План маркетинга
- План производства
- Юридический план
- Организационный план
- Финансовый план
- Анализ рисков
Резюме
Данный раздел составляется в последнюю очередь и содержит сжатое изложение сути проекта и характеристику его важнейших показателей. Но надо иметь в виду, что это единственная страница, которую обязательно прочитают. В резюме необходимо изложить выводы, касающиеся основных аспектов проекта.
Примерный перечень вопросов для отражения в Резюме:
- Производством и реализацией какого товара (оказанием каких услуг) будет заниматься Ваше предприятие?
- Кто будет Вашим покупателем ?
- Каким будет объем продаж (выручка от реализации) за первый год работы?
- Какова сумма всех затрат на реализацию проекта?
- Какова организационно - правовая форма предприятия?
- Сколько будет привлечено наемных работников?
- Какой потребуется объем финансирования для реализации проекта?
- Каковы источники финансирования проекта?
- Основные финансовые показатели проекта: общая прибыль (доход) за период, величина денежных средств в конце первого года работы, рентабельность.
- Объем резюме не должен быть больше 1 страницы.
Основная идея проекта
Данный раздел должен в доступной и сжатой форме объяснить, на чем основана реальная возможность создания нового предприятия. Здесь требуется описать бизнес-идею проекта.
Примерный перечень вопросов для отражения в разделе:
- В чем состоит основная цель проекта (бизнес-идеи)?
- Какие конкретные задачи надо решить для достижения этой цели?
- Какие проблемы будут препятствовать успешному решению задач на Вашем предприятии? Как эти проблемы можно преодолеть?
- Какие конкретные действия и в какие сроки Вы намерены предпринять для достижения цели проекта?
- Какими аргументами Вы можете подтвердить Вашу уверенность в успехе проекта?
План маркетинга
Виды товаров и услуг
В этой части бизнес-плана описываются товары и услуги, которые Вы хотите предложить будущим покупателям. Необходимо определить для себя и представить в бизнес-плане те преимущества своей продукции, которые отвечают желаниям и потребностям покупателей, но не удовлетворяются аналогичным товаром конкурентов. То есть, основная цель этого раздела - доказать, что Ваши товары (услуги) имеют ценность для покупателей и будут пользоваться спросом.
За основу можно взять следующий перечень вопросов:
- Какой именно товар (или услугу) Вы предложите покупателям?
- Какие потребности будет удовлетворять данный товар или данная услуга?
- Насколько тщательно разработана Ваша продукция? Есть ли у Вас патент на эту продукцию? Имеете ли Вы уже опыт производства и реализации этой продукции?
- В каких сферах ее можно использовать?
- В чем состоит преимущество Вашего товара (услуги) с точки зрения потенциального покупателя?
- Почему покупатели отдадут предпочтения именно Вашему товару (услуге)?
- Какие недостатки может иметь Ваш товар (услуга), и как Вы будете пытаться их преодолевать?
- Какие характеристики делают Ваш продукт уникальным?
- Как Ваши товары или услуги будут доходить до потребителя?
Рынок сбыта
Цель данного раздела - показать, что Вы сможете продать свой товар. Для этого требуется изучить рынок сбыта и выявить своих потенциальных клиентов, а так же спрогнозировать их спрос на Ваши товары при Ваших ценах. Вы должны продемонстрировать, что для Вашего товара (услуг) рынок сбыта действительно существует, и что Вы можете воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.
Сначала необходимо сделать общее описание рынка, которое включает в себя следующие основные характеристики:
- Расчетный размер и состав рынка, в том числе распределение по географическим районам и описание основных типов клиентов;
- Положение на рынке на настоящий момент и его предполагаемое развитие: будет расти, останется неизменным и т.д.;
Механизмы действия рынка и основные типы конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация.
Затем нужно проанализировать Ваш сегмент рынка, на котором Вы будете продавать свой товар. Рынок можно сегментировать по географическому положению, по типу покупателей, по типу товаров и услуг.
Вам, как начинающему предпринимателю, не имеющему опыта прошлых продаж, будет сложно провести анализ рынка и придется действовать на основе разумных предположений, личных наблюдений и опыта похожих предприятий. Какие можно использовать источники для изучения рынка? Это могут быть сведения справочного характера в отраслевых и профессиональных журналах, отчетах в периодической печати и средствах массовой информации (газеты "Бизнес -Шанс", "Сорока", "Коммерческий Курьер" и т.д.); рекомендуется также использовать личные наблюдения, опрос будущих клиентов и конкурентов.
Чтобы узнать примерное количество своих покупателей и ожидаемый спрос на Ваш товар, необходимо определить для себя и дать ответы на следующие вопросы:
- Где (в каком районе?) живут Ваши будущие покупатели?
- Кто будущий покупатель Ваших товаров? (возраст, пол, социальное положение, род занятий, уровень доходов и т.д.)
- Какими соображениями Вы руководствовались при выборе той или иной группы покупателей (рыночного сегмента), которых заинтересует Ваш товар?
- По какой цене сейчас покупают аналогичный товар?
- Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
Конкуренция
В данном разделе необходимо описать своих потенциальных конкурентов и показать, в чем состоят их слабые и сильные стороны:
- Какие из фирм - конкурентов работают в Ваших рыночных сегментах?
- Кто из них производит аналогичные Вашим товары или услуги?
- Что представляет из себя их продукция - ее отличительные особенности, дизайн и т.д.?
- Каков уровень цен на товары (услуги) Ваших конкурентов?
- Каким образом конкуренты находят своих покупателей - реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения?
- Какая из фирм - конкурентов расположена по соседству?
- Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины происходящих изменений: наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?
- Какие Ваши товары (услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (услуг)?
Необходимо иметь в виду, что тщательный анализ Ваших конкурентов поможет Вам избежать их промахов и использовать в своей работе их удачный опыт.
В заключение полезно выполнить сравнительный анализ Ваших основных конкурентов, заполнив следующую таблицу:
Конкурентный анализ
Конкуренты | Характеристика | Выводы | |
сильных сторон | слабых сторон | ||
... | |||
Ваше предприятие |
Прогноз продаж
Изучив рынок сбыта, попробуйте составить прогноз объема продаж своего товара на год. Данный прогноз должен быть составлен с помесячной разбивкой. При этом необходимо учитывать фактор сезонности (если таковой имеется), Вашу долю на рынке с учетом конкуренции, Ваши производственные возможности и другие факторы, которые могут иметь существенное значение. Прогноз продаж следует составить для трех сценариев (пессимистического, оптимистического и реалистического), поместив его в таблицу:
Прогноз продаж
Пессимистический сценарий