Виды объектов предпринимательской деятельности

По направлениям использования:

- товары потребительского назначения, которые представляют собой совокупность предметов потребления, которые покупатель использует для удовлетворения личных (семейных) нужд и запросов.

Товары потребительского назначения подразделяются на:

- продовольственные, включающие широкий ассортимент продуктов питания;

- непродовольственные, например, ткани, одежду, обувь, бытовые приборы и т.д.;

- товары производственного назначения, которые представляют собой совокупность предметов, приобретаемых предпринимателями для использования в качестве основных или оборотных средств производства.

Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяются на следующие группы: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье.

По характеру потребления:

- товары длительного пользования, выдерживающие многократное применение (бытовая техника, предметы мебели и др.);

- товары кратковременного пользования, потребляемые за один или несколько приемов (продукты питания, бытовая химия и др.);

- товары одноразовые.

По характеру вторичного использования различают:

- утилизируемые товары, т.е. подлежащие переработке после использования;

- не утилизируемые- т.е. подлежащие уничтожению, захоронению.

По характеру взаимодействия между собой выделяют:

- товары-заменители, которые удовлетворяют одну потребность, но отличаются по составу;

- товары-близнецы, удовлетворяющую одну потребность;

- товары-производные- схожие на базе основного предшественника, более эффективно удовлетворяющие потребности.

Услуги как объекты предпринимательского оборота

Услуга в широком смысле представляет собой комплекс различных видов полезной деятельности, направленных на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

Услуга в узком смысле представляет собой конкретные блага, которые одна сторона может предложить другой стороне.

К числу причин, обуславливающих динамичный рост международной торговли услугами относятся:

- научно-технический прогресс и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);

- рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли;

- изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг;

- переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других государств к своевременному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

- растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе- «в одном пакете»)[36].

Природа услуги состоит в следующем:

- услуга как результат труда всегда представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком, не овеществленный полезный эффект труда;

- без осуществления контракта между производителем и потребителем, даже если он осуществляется через определенную и пространственную протяженность, реализация услуги невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления;

- оказание услуг содержит набор потребительских характеристик, который может быть реализован в данной сфере лишь при адекватном индивидуальном восприятии субъектом (в этом отличие услуг от иных благ).

Услуги имеют ряд существенных отличительных особенностей в отличие от товара, а именно:

- они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость»

большинства видов услуг нередко является основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым экспортом или импортом;

- услуги неотделимы от своего источника;

- производство и потребление услуг, как правило, неразрывны;

- для услуг характерны непостоянство качества, изменчивость и

несохраняемость;

- торговля услугами, в т.ч. международная тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее;

- в отличие от товаров не все виды услуг применяются в международном товарообороте. Например, некоторые виды коммунальных и бытовых услуг.

Услуги характеризуются:

- высокой степенью дифференциации как по потребительским характеристикам (дифференциация по горизонтали), так и по уровню качества (дифференциация по вертикали);

- повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и незначительным периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности;

- выраженной сегментацией спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.;

- присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, медицина, образование и др.), производство и реализация которых требуют регулирующей роли государства и финансирования из общественного сектора;

- большой степенью неопределенности результата на рынке услуг и наличием «информационной» асимметрии производителя, а также ценовой дискриминации различных видов;

- большей территориальной привязанностью и локализованностью для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров;

- существенностью неценовых барьеров выхода на рынок, значительной емкостью рынка, а также абсолютными преимуществами уже действующих в той или иной отрасли предприятий.

Виды услуг

В предпринимательской практике услуги неоднородны, выделяют несколько их классификаций.

В связи с субъектами услуги подразделяются:

по мотивам приобретения пользователем (клиентом)- личные и деловые (маркетинговые, банковские и т.д.);

по мотивам предоставления услуг поставщиком (производителем)- коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные);

по степени связи между субъектами услуги- прямые и косвенные (через посредников);

по значимости в хозяйственной деятельности- основные, сопутствующие, дополнительные;

по времени использования и потребления- одномоментные, через небольшой отрезок времени; через значительный промежуток времени.

Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает:

коммунальные услуги и строительство;

оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;

транспортировку, хранение и связь, а также финансовое

посредничество;

оборону и обязательные социальные услуги;

образование, здравоохранение и общественные работы;

прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Как справедливо отмечается в литературе, большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли[37].

Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: транспорт; поездки; связь; строительство; страхование; финансовые услуги; компьютерные и информационные услуги; роялти и лицензионные платежи[38]; другие бизнес-услуги; личные, культурные и рекреационные услуги; правительственные услуги.

С точки зрения движения факторов производства, услуги подразделяются на:

- факторные (factor services), которые возникают в связи с международным перемещением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;

- нефакторные (non factor services)- остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Кроме того, в ходе международных переговоров в рамках ГАТТ[39]/ВТО учитывается более 160 видов услуг, распределенных на 12 секторов:

1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг):

- профессиональные услуги (архитектурные, бухгалтерские, медицинские, налоговые, правовые и др.);

- компьютерные услуги (консультации, применение программ, обработка данных, ведение банка данных и др.);

- научно-исследовательские услуги (естественные науки, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные науки);

- услуги, связанные с арендой недвижимости;

- услуги, связанные с арендой и лизингом;

- другие деловые услуги (исследование рынков, консалтинговые, ремонтные, реклама и др.).

2) услуги связи (25 видов):

- почтовые услуги;

- курьерская служба;

- телекоммуникационные услуги;

- аудиовизуальные услуги (звукозапись, производство кассет и кинофильмов, радио и телевидение и др.);

3) строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);

4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

5) общеобразовательные услуги (5 видов);

6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);

7) финансовые услуги (17 видов):

- страхование;

- банковские услуги;

- другие виды финансовых услуг;

8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);

9) туристические услуги (4 вида);

10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);

11) транспортные услуги (33 вида):

- морские транспортные услуги (пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренда судов с экипажем, ремонт судов, буксировка, вспомогательные услуги);

- услуги внутреннего водного транспорта;

- услуги воздушного транспорта;

- услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников;

- железнодорожные транспортные услуги;

- наземный безрельсовый транспорт;

- трубопроводный транспорт (транспортировка топлива, транспортировка других продуктов, вспомогательные услуги по всем видам транспорта);

- другие транспортные услуги.

12) прочие услуги, не включенные в вышеперечисленные.

ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления и выделяет следующие виды услуг:

1) трансграничная торговля услугами. Услуга перемещается через

таможенную границу так же, как «обычный товар», а производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы, не перемещаясь за ее пределы. В качестве примера можно рассмотреть оказание почтовых, медицинских услуг, предоставление юридических консультаций из-за границы по средствам связи и т.п.;

2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга

(потребление за рубежом)- потребитель услуги из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В данном случае отличие от торговли товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только потребитель услуги. В качестве примера можно рассмотреть выезд за границу в туристических, образовательных целях, а также для лечения;

3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться

услуга. Фирма предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которую осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель, в данном случае через границу не перемещаются. В качестве примера можно рассмотреть фирмы, оказывающие финансовые, страховые и иные виды услуг;

4) временное перемещение физических лиц в другую страну для

предоставления услуги иностранный производитель услуги сам временно перемещается на территорию другой страны, где расположен ее потребитель. В качестве примера можно рассмотреть приезд в страну из-за рубежа лиц, предлагающих образовательные услуги (чтение лекций в высших учебных заведениях), строительные и иные услуги. Согласно ГАТС перемещение физических лиц и их присутствие, связанное с оказанием услуг на зарубежном рынке труда, должны быть ограничены по времени и иметь целью оказание услуг[40].

В рамках данной классификации различные виды поставки услуг отличаются друг от друга по двум главным признакам:

- место нахождения поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги;

- гражданство или место регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги (первое касается физических лиц, второе- юридических)[41].

Кроме того, услуги как виды экономической деятельности подразделяются на четыре категории:

- потребительские (рестораны, гостиницы, домашние услуги);

- социальные (образование, медицинская помощь, благотворительные услуги);

- производственные (инжиниринг, консультации, финансовые и кредитные услуги);

- распределительные (торговые, транспортные, фрахт).

В связи с тем, что торговля услугами и торговля товарами тесно связаны между собой, услуги также подразделяются на:

- услуги, связанные с инвестициями- банковские, гостиничные, туристические и профессиональные услуги;

- услуги, связанные с торговлей- транспорт, страхование;

- услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей- связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги[42].

Объект услуги используется в качестве критерия и в классификации Ловелока, наряду со степенью осязаемости самой услуги (т.е. деятельности, а не ее результата)[43]. В зависимости от этого выделяют следующие группы услуг:

- осязаемые действия, направленные на тело человека (здравоохранение, пассажирский транспорт, парикмахерские услуги и др.);

- осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (грузовой транспорт, ремонт, прачечная, химчистка, ветеринарные услуги и др.);

- неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио- и телевещание, музеи, театры и др.);

- неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банки, страхование, юридические и консультационные услуги и др.).

Наши рекомендации