Тема 2. Налоговая система России и зарубежных стран

1. Понятие и особенности построения налоговой системы

в России

2. Возникновение и развитие налогообложения в России

3. Особенности построения налоговой системы в промышленно

развитых и развивающихся государствах

Понятие и особенности построения налоговой системы

В России

Налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ включает:

- систему налогов и сборов РФ;

- систему налоговых правоотношений;

- систему участников налоговых правоотношений;

- нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Налоговая система призвана:

1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства;

2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным отраслям хозяйствования.

Значение и структура налоговой системы определяются социально-экономическим строем общества и государства. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Система налогов и сборов Российской Федерациипредставляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех видов налогов и сборов:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги;

3) местные налоги.

Основное отличие этих видов налогов и сборов друг от друга заключается в территории, на которой эти налоговые платежи вводятся и взимаются.

По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей страны.

Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ, например, законом области, края или республики, и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.

В свою очередь, перечень видов федеральных, региональных и местных налогов является закрытым, произвольному расширению ненадлежащим лицом (например, законодательным собранием какой-либо области или края) не подлежит и содержится в статьях 13, 14 и 15 части первой НК РФ.

В 2007 г. на территории РФ действуют 14 налогов и сборов.

Налоговые правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права. Налоговые отношения содержат одновременно два элемента: экономический и правовой.

Экономический элемент - то, по поводу чего и во имя чего действуют эти отношения (денежные ресурсы).

Юридический элемент - это строго определенная правовая форма таких налоговых правоотношений.

При отсутствии в отношениях какого-либо из указанных элементов они перестают быть налоговыми отношениями.

В экономической и в юридической науке любые отношения рассматриваются как общественно-экономические, имеющие определенную структуру и состав.

При этом под составом каждого конкретного налогового отношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений.

Структуру налоговых правоотношений образуют следующие три элемента:

- субъекты отношения - это его участники (стороны);

- содержание отношения - это субъективные права и обязанности субъектов;

- объект отношения - это то, по поводу чего или ради чего субъекты правоотношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь (разнообразные материальные и нематериальные блага).

Налогоплательщики и плательщики сборов (наравне с налоговыми органами) являются центральными фигурами в структуре субъектов налоговых отношений.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица (обладающие предпринимательским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Деление налогоплательщиков (плательщиков сборов) на группы показано на рисунке 1.

Тема 2. Налоговая система России и зарубежных стран - student2.ru

Рис. 1. Классификация налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Физические лица подразделяются на два вида: налоговые резиденты РФ; налоговые нерезиденты РФ.

Физическими лицами - налоговыми резидентами России в соответствии со ст. 207 НК РФ признаются физические лица, которые находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение
12 месяцев, следующих подряд. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Физические лица - нерезиденты – это лица, находящиеся на территории нашей страны менее 183 дней.

Поэтому по общему правилу требования по уплате налогов могут быть предъявлены к нерезидентам РФ лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории.

В свою очередь, под выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов) организациями понимаются:

- российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

- иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Такие зарубежные корпоративные юридические образования уплачивают налоги в РФ, если они осуществляют свою деятельность в РФ через свои постоянные представительства.

К субъектам налоговых правоотношений относятся также налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответственный бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Введение института налогового агента было обусловлено необходимостью упрощения и в то же время повышения эффективности налогообложения, во-первых, доходов, выплачиваемых работодателями физическим лицам, во-вторых, доходов иностранных лиц.

Другими важными субъектами налоговых отношений являются налоговые органы. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговое законодательство – совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Наши рекомендации