Тема 2. Налоговая система России и зарубежных стран
1. Понятие и особенности построения налоговой системы
в России
2. Возникновение и развитие налогообложения в России
3. Особенности построения налоговой системы в промышленно
развитых и развивающихся государствах
Понятие и особенности построения налоговой системы
В России
Налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Налоговая система РФ включает:
- систему налогов и сборов РФ;
- систему налоговых правоотношений;
- систему участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовую базу сферы налогообложения.
Налоговая система призвана:
1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства;
2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным отраслям хозяйствования.
Значение и структура налоговой системы определяются социально-экономическим строем общества и государства. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Система налогов и сборов Российской Федерациипредставляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.
Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех видов налогов и сборов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги;
3) местные налоги.
Основное отличие этих видов налогов и сборов друг от друга заключается в территории, на которой эти налоговые платежи вводятся и взимаются.
По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей страны.
Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта РФ, например, законом области, края или республики, и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор.
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.
В свою очередь, перечень видов федеральных, региональных и местных налогов является закрытым, произвольному расширению ненадлежащим лицом (например, законодательным собранием какой-либо области или края) не подлежит и содержится в статьях 13, 14 и 15 части первой НК РФ.
В 2007 г. на территории РФ действуют 14 налогов и сборов.
Налоговые правоотношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права. Налоговые отношения содержат одновременно два элемента: экономический и правовой.
Экономический элемент - то, по поводу чего и во имя чего действуют эти отношения (денежные ресурсы).
Юридический элемент - это строго определенная правовая форма таких налоговых правоотношений.
При отсутствии в отношениях какого-либо из указанных элементов они перестают быть налоговыми отношениями.
В экономической и в юридической науке любые отношения рассматриваются как общественно-экономические, имеющие определенную структуру и состав.
При этом под составом каждого конкретного налогового отношения понимается совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений.
Структуру налоговых правоотношений образуют следующие три элемента:
- субъекты отношения - это его участники (стороны);
- содержание отношения - это субъективные права и обязанности субъектов;
- объект отношения - это то, по поводу чего или ради чего субъекты правоотношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь (разнообразные материальные и нематериальные блага).
Налогоплательщики и плательщики сборов (наравне с налоговыми органами) являются центральными фигурами в структуре субъектов налоговых отношений.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица (обладающие предпринимательским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Деление налогоплательщиков (плательщиков сборов) на группы показано на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Физические лица подразделяются на два вида: налоговые резиденты РФ; налоговые нерезиденты РФ.
Физическими лицами - налоговыми резидентами России в соответствии со ст. 207 НК РФ признаются физические лица, которые находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение
12 месяцев, следующих подряд. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Физические лица - нерезиденты – это лица, находящиеся на территории нашей страны менее 183 дней.
Поэтому по общему правилу требования по уплате налогов могут быть предъявлены к нерезидентам РФ лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории.
В свою очередь, под выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов) организациями понимаются:
- российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
- иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Такие зарубежные корпоративные юридические образования уплачивают налоги в РФ, если они осуществляют свою деятельность в РФ через свои постоянные представительства.
К субъектам налоговых правоотношений относятся также налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответственный бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Введение института налогового агента было обусловлено необходимостью упрощения и в то же время повышения эффективности налогообложения, во-первых, доходов, выплачиваемых работодателями физическим лицам, во-вторых, доходов иностранных лиц.
Другими важными субъектами налоговых отношений являются налоговые органы. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
Налоговое законодательство – совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.