Налоговое регулирование и его особенности в России
И зарубежных странах
Налоговое регулирование – одна из наиболее мобильных сфер налогового менеджмента. Это важная стадия процесса управления, являющаяся связующим звеном между планированием и контролем, ибо регулирование не только призвано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации. Оно должно выявить, а далее зафиксировать такую совокупность параметров плана, контроль за фактическим значением которых достаточен для исполнения принятых плановых заданий. В силу этого регулирование выступает органическим продолжением планирования.
Налоговое регулирование может быть определено как процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию фискального, регулирующего и социального назначения налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период.
Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии.
Методы налогового регулирования имеют отличительные особенности и связаны со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям. Их плановый уровень, имеющий статус закона, не имеет четкой адресной разверстки до конкретного исполнителя в форме директивы. Вследствие этого методы регулирования должны в обязательном порядке включать законодательные уложения, определяющие те или иные стороны налогового производства и ответственность за их нарушения, а также широкий спектр методов косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу.
В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями - фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь, прежде всего, необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.
Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Налоговое регулирование – совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения.
Формы и методы налогового контроля в России
И зарубежных странах
Контроль– важнейший элемент процесса управления любой социально-экономической системой. Все сложные искусственные системы, к которым относится и система налогообложения, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным объективным или субъективным причинам. Этим тенденциям противостоит сила управления и, прежде всего такой его элемент, как контроль. Вследствие этого эффективность управления во многом определяется тем, как налажена система контроля. Главный смысл контроля – это систематическая деятельность, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату.
Функция налогового контроля была предусмотрена в российской системе налогообложения с начала ее действия. Государственный налоговый контроль возложен на налоговые органы. Это направление работы является для них приоритетным. На налоговые органы возложена обязанность по организации и проведению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ. При осуществлении налогового контроля проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний.
Выделяют три вида контроля: общий, ведомственный и специализированный, касающийся определенной сферы деятельности.
В соответствии со ст. 82 НК, налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в следующих формах: проведение налоговых проверок; получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода и в других формах, предусмотренных законодательством. Весь набор контрольных действий ориентирован на обеспечение полной собираемости налогов и сборов, поскольку выполнение каждым налогоплательщиком своих налоговых обязательств – необходимое и достаточное условие выполнения бюджетно-налоговых обязательств. Налоговый контроль осуществля-ется в разрезе отдельных налогов, групп налогоплательщиков, территорий, то есть охватывает всю систему налогообложения. Главная задача налогового контроля – обеспечение экономической безопасности государства.
Формы налогового контроля подразделяются в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников получения информации (документальный и фактический) (рис. 2).
Рис. 2. Виды налогового контроля
Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками.
Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам.
Документальный контроль – это проверка, при которой содержание проверяемого объекта или его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах.
Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания.
В целом, эффективность налогового контроля во многом зависит от методического качества налоговых законов. Чем сложнее, запутаннее, противоречивее налоговое законодательство, тем труднее осуществлять налоговый контроль.
Среди различных элементов, участвующих в составлении процедур налогового контроля, можно выделить следующее:
Более или менее благоприятная общественная и администра-тивная среда:
1. Сознание гражданского долга населением.Одна из главных целей любого налогового ведомства состоит в том, чтобы улучшать соблюдение закона и бороться против подлога и уклонения от налогов. Понятие соблюдения закона и налоговых обязательств налогоплательщиком, часто употребляемого английским словом «compliance», невозможно точно определить, каков бы ни был метод, использованный для оценки (общий подход, начиная с национальных счетов, отраслевых анализов, исчерпывающих проверок деклараций, результаты которых обобщены в целых категориях налогоплательщиков).
2. Идентификация налогоплательщиков.Налоговые ведомства располагают одним национальным номером идентификации налогоплательщиков:
- Испания и Швеция - единственный национальный номер идентификации для общего характера налогоплательщиков;
- Канада - Нидерланды – Италия - номер, специфический для частных лиц, и другой номер для юридических лиц;
- США - использует номер, изначально созданный в обществен-ных целях;
- Франция - так же, как и в США, номер для частных лиц и номер, специфический для юридических лиц.
Определение номера важно для налоговых ведомств, так как оно позволит, с одной стороны, благоприятствовать эффективности услуг, предназначенных для потребителей и, таким образом, улучшить отношения между администрацией и налогоплательщиками. С другой стороны, способствовать тому, чтобы улучшать налоговую проверку только по документам налогоплательщика, для подъема неплатежеспособных, для управления информацией по проверке сведений.
3. Механизмы взимания налога как средства предотвращения подлога.Почти во всех европейских странах применяются методы взимания налога у источника дохода (в основном на доходы с заработной платы и на вложение капитала), так же как механизмы периодических платежей или предварительной выплаты.
Эти методы гарантируют большую долю налоговых сборов. Таким образом, в Германии они представляют 34 % налоговых сборов, 32 % в Ирландии, 42 % в Великобритании.
Это также упрощает обязанности потребителей и освобождает налоговое ведомство от некоторого контроля на уровне получателей, перенося его в платежные ведомства, которые обязывает осуществлять более частое и более цельное наблюдение за декларантами.
4. Случайное общение и сбор информации.По окладам и зарплатам налоговые ведомства собирают информацию, предоставленную служащими и сообщенную работниками, и это не зависит от способа налогообложения, то есть от удержания налогов у источника доходов или от спонтанных деклараций налогопла-тельщиков.
Налоговые ведомства хранят также информацию, предоставлен-ную спонтанно другими службами: финансовыми органами, страхо-выми компаниями, социальными органами.
Организация контроля:
1. Административная централизация как направление эффективности контроля.В большинстве стран тенденция к созданию центра или делокализованного агентства становится общепринятой, за исключением Германии и Швеции. Канада приняла эту систему в конце 1999 г. (ADCR), а Италия в 2002 г. (AE). Сильная централизация существует параллельно именно в вопросе сбора деклараций и управления средствами платежа, принудительного взыскания и контроля больших предприятий.
2. Политика программирования налоговой проверки.Именно главные управления определяют политику налоговой проверки на уровне кабинетов министров и главных управлений. На двухлетний или трехлетний период политика налоговой проверки указывает общие направления, фиксируя первостепенные, количественные и качественные цели.
Ввиду федеральной организации Германии, политика контроля в этой стране определена на уровне Федеральных Земель, даже если Бундестаг вмешивается в работу местных структур для проверки больших предприятий, и старается согласовывать частоту проверок категориями налогоплательщиков и географическое распределение средств.
Деятельность планирования контроля остается широко централизованной в странах юга (Италия, Испания), так же как в Японии. Она рассредоточена больше в других странах, которые работают с группами налогоплательщиков, таких как США, Великобритания, Швеция, Нидерланды.
3. Осуществление контроля.В основном контроль осуществля-ется структурами, имеющими различные организационные террито-риальные уровни (местные, департаментские или региональные) как во Франции. Их компетенция чаще всего определяется географическими критериями и оборотом предприятий, которые надо проверять. Существуют национальные или федеральные структуры контроля в некоторых странах, как, например, в Германии, Испании, Италии, Великобритании. Другие страны, как Канада, Нидерланды, США, Ирландия, имеют оперативные управления, организованные по группам налогоплательщиков в национальном масштабе, но внедренные на региональном уровне.
Полномочия органов контроля:
1. Право на получение информации.Налоговая администрация может потребовать от любого лица предоставления любой справки, или подготовки любого документа, относящегося к налоговому законодательству. Сведения, собранные в этом случае, могут быть использованы для налогообложения и проверки любых услуг, либо физического или юридического лица, или третьей стороной
этого лица.
Использование права на получение информации не должно позволить никоим образом осуществлять критический анализ бухгалтерского учета. Операции сбора информации должны иметь точечный характер и ограничиваться выпиской бухгалтерских бумаг или копией с документов. Такое определение права часто не эквивалентно в различных странах. В Германии, Испании, в Великобритании использование этого права ограничено.
Практику права на получение информации в различных странах можно кратко изложить в таблице 2.
Таблица 2
Права на получение информации в различных странах
Страна | Право сообщения (связи) |
Германия | Практика права не предусмотрена специальными документами |
Канада | Право существует как по отношению к налогоплательщикам, так и в отношении третьих сторон |
Испания | Право не является предметом регламентации, но администрация может осуществлять, тем не менее, это право. |
США | У права есть широкая область применения как ко всем налогоплательщикам, так и к третьим сторонам без ограничения. Документы должны храниться в зависимости от полезности для учреждения налогообложения. В случае отказа может быть осуществлено требование осуществить платеж. |
Франция | Право используется очень широко и касается как самого налогоплательщика, так и третьей стороны. |
Ирландия | Не имеется ясного различия между правом на получение информации и правом проверки. Право рассматривать бухгалтерские документы и согласие налогоплательщика являются общими для обеих процедур. Можно это рассматривать как обычный контроль, который осуществляется без разрешения высших налоговых органов. |
Италия | Право позволяет администрации собрать у третьих лиц информацию о налогоплательщике. Это право осуществляется отправлением запроса. |
Япония | Право существует в отношении должников и осуществляется в письменном виде. |
Нидерланды | Право довольно широко используется и позволяет получить информацию как от налогоплательщика, так и от третьих сторон. |
Великобрита-ния | Право ограничено. Оно возможно по отношению к третьим сторонам, но у администрации нет никакого способа принуждения. Налогоплательщик имеет даже возможность просить у «независимого уполномоченного», чтобы расследование, объектом которого он является, было остановлено. В этом случае контролер должен получить разрешение уполномоченного при условии разоблачения. Что касается таможни, то право по отношению к третьей стороне касается только предприятий, зарегистрированных для НДС. Администрация должна просить разрешения судьи для получения информации, если доказательство превышает 1,6 млн.евро. |
Швеция | Возможность спрашивать у налогоплательщика, который считается должником, любые необходимые сведения. Право на получение информации может осуществляться у третьей стороны только в письменной форме и виде требования. |
2. Право проверки.Право проверки можно определить как возможность для администрации проверять существование и точность заявленных элементов, начиная с бухгалтерских данных и уточняющих документов, хранящиеся налогоплательщиком. Между тем способы, распространение, срок, момент, даже цель контроля имеют различную практику:
- процедура, специфичная для контроля физических лиц не обобщена, даже если методы контроля над доходами широко распространены (баланс, свободные оборотные средства, баланс наличных);
- некоторые страны не применяют контроля на месте (Великобритания);
- одно из главных различий между странами касается неожиданного характера проведения проверки. В Германии, Испании, Италии право проверки осуществляется неожиданно, в то время как в других странах, во Франции например, начало проверки без предварительного уведомления налогоплательщика способно свести всю процедуру на нет;
- большинство стран предусматривают обязательное сотрудничество с проверяемым налогоплательщиком;
- отсутствует ограничение срока контроля на месте для Германии, Канады, США, Нидерландов, Японии, Швеции;
- срок оговаривается в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке.
3. Право визита и конфискации.Эта процедура – является процедурой неожиданного контроля, проводимая специали-зированными агентами. Также обыски осуществляются по просьбе налоговых органов при наличии разрешения судебной власти агентами администрации, которые должны проникнуть в торговые и частные помещения. Во время обыска агенты соберут информацию и документы, способные доказать рассматриваемое мошенничество: тайная деятельность; сокрытие доходов; фиктивная деятельность и передача доходов; подлог в налоговой льготе; мошенничество с европейскими субсидиями.
Контрольные вопросы
1. Что такое налоговая система?
2. Из каких элементов состоит налоговая система РФ?
3. Что включает в себя система налогов и сборов РФ?
4. Что такое налоговые правоотношения?
5. Кто такие участники налоговых правоотношений?
6. Какова история развития налогообложения в России?
7. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Франции?
8. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Германии?
9. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Канады?
10. В чем заключаются особенности построения налоговой системы Китая?