Органы арбитража в советский период
Система арбитражных судов: понятие и элементы.
Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды - это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан - индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.
Арбитражные суды — это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1–ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов: Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и судов субъектов Российской Федерации.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации в настоящее время составляют:
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов РФ).
Коммерческие суды в России 19-20 веков.
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. Система коммерческих судов в России появилась в начале XIX в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры был основан в Одессе в 1808 году.
Указом императора Николая I от 14 мая 1832 года были учреждены Учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали до 1917 года.
14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов - предшественницы нынешней системы арбитражных судов. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), других городах.
Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т.п. Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.
Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело. Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток.
Судебная реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.
Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов.
В состав коммерческого суда входили:
• председатель суда;
• заместитель (товарищ) председателя;
• судьи (назначались правительством и избирались купечеством).
Главной особенностью производства в коммерческих судах России, как отмечали современники, являлось стремление к "возможно скорому" разрешению дел. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.
Органы арбитража в советский период.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. 21 сентября 1922 года были образованы Арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались ведомственные арбитражные комиссии. Дела рассматривались в составе трех членов комиссии с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника по правилам, установленными ГПК, с учетом особенностей работы арбитражных комиссий.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.
Образовалось два вида арбитража - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчиненных одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).
Система органов государственного арбитража 1931 г. выполняла двойственные функции в системе управления народным хозяйством:
- государственное управление народным хозяйством (включая право принятия нормативных актов);
- разрешение споров между предприятиями.
В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям.
В связи с принятием в 1991 - 1992 гг. Закона Российской Федерации "Об арбитражном суде" и АПК РФ система государственного ведомственного арбитража была упразднена и преобразована в арбитражные суды.
В Конституции РФ 1993г. окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов государственной власти России.
Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 году двух новых актов: ФКЗ РФ "Об арбитражных судах в РФ" и АПК РФ.