Характеристика общих должностных преступлений (глава 30 УК)

Прежде всего, видовой объект – это совокупность отношений, обеспечивающих нормальную работу государственного аппарата и органов местного самоуправления. Иногда говорят об авторитете государственной службы, имея в виду более узкую систему общественных отношений, чем отношения по нормальной работе аппарата.

Наряду с нарушением нормальной деятельности аппарата, некоторые преступления причиняют реальный ущерб конкретным потерпевшим. Например, в ст.285 – злоупотребление должностными полномочиями – там потерпевшие в лице граждан, общества, организаций и государства. Там дополнительный объект, соответственно, появляется: отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья, а также отношения, обеспечивающие защиту имущественных интересов.

Например, должностной подлог. Это преступление выражается во внесении искажений в официальные документы. В 292-ой, следовательно, есть указание на предмет преступления (официальные документы).

Ст.292.1 – незаконная выдача паспорта. Тут речь тоже идет о специальном предмете этого преступления.

Если посмотрим в ст.290 или 291 (получение и дача взятки), то там предмет – это незаконное вознаграждение. Причем формы вознаграждения конкретизированы в диспозиции статьи (деньги, ценные бумаги, иное имущество, действия имущественного характера, право на имущество и т.д.). Это тоже предмет преступления.

Таким образом, в конкретных составах, если есть необходимость, нужно четко понимать особенности предметов преступления. Без установления таких особенностей состава нет.

Должностные преступления опасны тем, что они нарушают нормальный порядок деятельности того или иного звена государственного аппарата.

Однако должностные преступления опасны и потому, что в ряде случаев они причиняют конкретный ущерб (имущественный) или вред (здоровью и жизни) конкретным потерпевшим. Например, ч.3 ст.286 – превышение полномочий, повлекшее наступление тяжких последствий. Тут материальный состав. Последствие требуется. Например, тяжкие последствия – это причинение крупного материального ущерба, или причинение тяжкого вреда или смерти гражданину.

Некоторые составы уже в основном составе являются материальными. Например, ст.285. Или ст.293 (халатность). Там эти действия должны причинить существенный ущерб правам и законным интересам гражданину, организации, обществу или государству. Существенный ущерб – оценочное понятие.

Деяние в должностных преступлениях чаще всего совершается путем активного поведения. Но нередко деяние может выражаться как в действии, так и в бездействии. Например, злоупотребление полномочиями (ст.285). Там может быть и действие, и бездействие. То же самое с превышением должностных полномочий. То же самое с умышленным неисполнением приказа начальника сотрудником правоохранительного органа. То же самое можно сказать и о халатности.

С точки зрения субъективной стороны, составы должностных преступлений содержат указание на умысел. Если формальный состав, то прямой умысел. А если последствия указаны, то нужно иметь в виду, что вина в составе такого преступления может быть умышленной (прямой и косвенный умысел причем), а также в рамках этой статьи может быть и неосторожная форма вины.

Например, ч.3 ст.285 (повлекшее за собой тяжкие последствия злоупотребление полномочий). Законодатель прямо не говорит о неосторожности. Если причинение тяжкого вреда или смерти, то к этим последствиям вина может быть только неосторожной.

В некоторых статьях законодатель говорит о мотиве для конкретизации умысла. В частности, в ст.285, в ст.292 (должностной подлог). Там есть обязательный признак – по мотиву корыстной или иной личной заинтересованности.

Здесь важно понимать, что вкладывается в содержание этой мотивации. Сразу же возникает вопрос: внесение искажений в официальные документы всегда образует состав 292-ой? Или из благих побуждений, ради 13-ой зарплаты коллективу. Из корыстных побуждений происходит злоупотребление – это хищение? Нет. Тут, в общем, все не так просто. Нужно отграничивать хищение должностным лицом и корыстное злоупотребление должностным лицом.

Субъект преступлений в главе 30 неоднороден. Это подталкивает на классификацию преступлений в главе 30.

Субъекты по главе 30 – должностное лицо, государственный служащий или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, и любое лицо (с 16 лет).

Отсюда классификация идет. При этом с учетом специфики субъектов ответственности выделяют не 3, а даже 4 подгруппы. Первая – только должностные лица являются субъектом состава (285,285.1,285.2,285.3,286,286.1,287,289,290,293). Вторая – должностные лица и государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами (292,292.1). Третья – 288 (присвоение полномочий должностного лица) – государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами. Четвертая – иные должностные преступления, совершаемые частными лицами (дача взятки – 291 и посредничество во взятке – 291.1).

Подводя итог общей характеристике общих должностных преступлений, можно назвать специфические признаки, которыми характеризуются данные преступления. Во-первых, эти преступления совершаются, как правило, должностными лицами. Во-вторых, они совершаются посредством действий, которые представляют собой должностную компетенцию (с использованием должностных полномочий), либо благодаря занятию лицом соответствующей должности. В-третьих, преступления совершаются вопреки интересам службы. В-четвертых, эти преступления совершаются в системе органов государственной власти, либо в системе органом местного самоуправления.

ППВС №19 о судебной практике по делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий.

Есть еще ППВС 2000 года о взяточничестве и коммерческом подкупе.

Наши рекомендации