Понятие, виды и критерии подведомственности
Подведомственностью называется институт, устанавливающий пределы компетенции судебных органов в области разрешения дел.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации арбитражные суды призваны рассматривать и разрешать дела, вытекающие из экономических правоотношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право судебных органов рассматривать и разрешать в установленном законом процессуальном порядке отнесенные к их ведению дела называется судебной юрисдикцией. Судебная юрисдикция арбитражного суда определяется арбитражным процессуальным законодательством и другими законами Российской Федерации.
Основными критериями, определяющими подведомственность дел арбитражному суду, если иное не установлено законом или АПК, в совокупности являются:
а) характер спорного правоотношения;
б) субъектный состав участников спора.
Характер спорного правоотношения определяется сущностью взаимоотношений спорящих сторон, а субъектный состав участников спора связывается с наличием определенного правового статуса.
Однако экономическое содержание спора, характеризующее спорное правоотношение, может выступать в ряде случаев основным критерием подведомственности.
Согласно п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Субъектами споров, подведомственных арбитражному суду, согласно ч. 2 ст. 27 АПК могут быть:
а) организации, являющиеся юридическими лицами;
б) граждане - индивидуальные предприниматели;
в) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица;
г) образования, не имеющие статуса юридического лица;
д) граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя;
е) российские организации, граждане Российской Федерации, а также иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Характер спорного правоотношения как критерий подведомственности проявляется в том, что согласно АПК арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции самим АПК и другими федеральными законами.
К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров:
1) экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК);
2) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК).
1-я группа экономических споров рассматривается в порядке искового производства, к ней, в частности, относятся споры:
- о разногласиях по договору;
- об изменении или расторжении договоров;
- о неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств;
- о признании права собственности;
- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
- о возмещении убытков.
2-я группа экономических споров рассматривается в порядке административного судопроизводства, к ней, в частности, относятся споры:
- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из гражданских правоотношений, - об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК).
Вышеуказанные категории споров относятся к общей подведомственности дел, отнесенных арбитражным судам, поскольку при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов оба критерия (характер спорного правоотношения и субъектный состав участников спора) учитываются в совокупности.
К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. 2-5 ч. 1 ст. 33 АПК:
а) о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
б) об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
в) споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающими из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
г) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Понятие подсудности.
Родовая подсудность. Если нормы о подведомственности устанавливают круг дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению арбитражных судов как отдельной системы юрисдикции иных органов, то институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными элементами арбитражно-судебной системы. В зависимости от того, какой признак принимается за основу такого распределения: уровень арбитражного суда в системе или место (территория) рассмотрения дела -- подсудность делится на родовую и территориальную.
Родовая подсудность разграничивает дела между арб. судами различного уровня. Общий принцип разграничения родовой подсудности, закрепленный в ч. 1 ст. 34 АПК РФ, можно определить следующим образом: все дела, подведомственные арбитражным судам, подсудны арбитражным судам субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ. Речь идет о разграничении предметной компетенции ВАК РФ и арбитражных судов субъектов РФ.
При этом под судами субъектов РФ понимаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды. Все они имеют статус федеральных судов. По содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов РФ равны между собой. Это обстоятельство имеет важное значение для определения родовой подсудности, поскольку в случае невозможности рассмотрения того или иного дела в одном арбитражном суде оно может быть рассмотрено в другом арбитражном суде того же уровня, т.е. в арбитражном суде, находящемся на территории другого субъекта РФ.
Часть 2 ст. 34 АПК РФ определяет дела, подсудные Высшему Арбитражному Суду РФ:
1) дела об оспаривании нормативных правовые актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерация и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектам Российской Федерации.
При этом Высший Арбитражный Суд РФ не может принять к своему производству и разрешить дело, подсудное арбитражному суду субъекта РФ.
Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию арбитражных судов одного ровня в зависимости от места рассмотрения спора. Территориальная подсудность может быть разделена на несколько видов:
а) общая территориальная подсудность формирует основное правило разграничения компетенции одноуровневых арбитражных судов.
В соответствии с этим правилом иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или по месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ);
б) подсудность по выбору истца или альтернативная подсудность (ст. 36 АПК РФ) означает, что истцу предоставляется возможность выбора арбитражного суда, в который будет предъявлен иск. Истец может выбирать между арбитражным судом по месту нахождения ответчика и другим арбитражным судом:
- иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Российской Федерации;
- иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином Российской Федерации и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или по месту нахождения имущества ответчика;
- иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора;
-иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства;
- иски, о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
Если в деле участвуют ответчики, находящиеся на территории разных субъектов РФ, иск к таким ответчикам может быть предъявлен по выбору истца в арбитражный суд по месту нахождения одного из них;
в) исключительная подсудность (ст. 38 АПК РФ) характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в ст. 38 АПК арбитражным судом:
- иски о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки, об изъятии зданий, сооружений, земельных участков из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения, предъявляются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка;
- иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в том числе, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется по месту нахождения органа транспорта;
- заявление по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации организации-ответчика на территории Российской Федерации. Если же такая организация не имеет государственной регистрации на территории России, то заявление должно подаваться в Арбитражный суд Московской области (например, споры между российскими организациями, осуществляющими деятельность на территории Байконура в Республике Казахстан и т.п.).
Исключительные правила подсудности установлены по делам, связанным с признанием и приведением в исполнение решений третейских судов, иностранных судов.
Исключительные правила территориальной подсудности установлены арбитражным процессуальным законодательством в отношении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и дел о несостоятельности;
г) подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска. В этот же арб. суд предъявляется исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. (ст. 50 АПК).
д) договорная подсудность. Правила о договорной подсудности (ст, 37 АПК РФ) позволяют сторонам по соглашению определять место рассмотрения спора. Однако такое соглашение возможно лишь в отношении общей и альтернативной территориальной подсудности. Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.
Правило о договорной подсудности не может быть применено и в тех случаях, когда соответствующее соглашение имеется между истцом и ответчиком, однако в споре участвуют несколько истцов (ответчиков) или третьи лица, не участвующие в соглашении о договорной подсудности.
Виды подсудности.
(см. пред. вопрос)