Полномочия органов государственной власти в части развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Полномочия органов государственной власти всех уровней по развитию малого и среднего предпринимательства установлены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
До 2008 года органом, реализующим эти полномочия на федеральном уровне, являлось исключительно Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).
Однако, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» ряд отраслевых федеральных министерств и ведомств наделён полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности. В частности, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на протяжении ряда лет реализует государственную программу развития села, в которой есть формы и виды поддержки малого и среднего бизнеса на селе.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
5) создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции;
6) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
7) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета;
8) содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;
10) поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
11) представительство в международных организациях, сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого и среднего предпринимательства;
12) организация официального статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
13) ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, включающего в себя отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и опубликование в средствах массовой информации этого доклада;
14) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
15) установление порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, а также установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами;
16) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ и Федеральным законом от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на региональном уровне полномочия по поддержке и развития субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Ростовской области их реализует Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области (344050, г.Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112, тел. 240–59–49, 240–33–32). Поддержку сельскохозяйственным предприятиям малого и среднего бизнеса также оказывает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
4) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
5) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
7) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
9) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации;
10) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности;
11) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
12) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления.
На муниципальном уровне такие полномочия закреплены за городскими округами, муниципальными районами и сельскими поселениями (статьи 15, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). По сложившейся практике сельские поселения не имеют собственных программ поддержки и развития субъектов МСП, но участвуют в реализации муниципальных программ, разрабатываемых и реализуемых администрациями муниципальных районов. Эти функции выполняют экономические службы органов местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
§4. Инструменты совершенствования нормативных правовых актов по вопросам предпринимательской деятельности
Согласно Закону № 209-ФЗ, нормативные правовые акты по вопросам предпринимательской деятельности должны проходить общественную экспертизу на стадии разработанного проекта. Это позволяет субъектам предпринимательской деятельности ознакомиться и своевременно внести предложения по корректировке положений нормативных правовых актов, способных значительно ухудшить условия ведения предпринимательской деятельности.В развитие данного направления было принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 Г.№ 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
В Ростовской области действует постановление Правительства Ростовской области от 02.04.2014 № 229 «Об утверждении порядков проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ростовской области и экспертизы нормативных правовых актов Ростовской области»
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ростовской области проводится с целью выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения, необоснованные расходы для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Она проводится в отношении концепции и /или проектов нормативных правовых актов на стадии, предшествующей получению официального согласия Губернатора Ростовской области на разработку проекта. Предметом оценки регулирующего воздействия являются:
- регулирование инвестиционной деятельности;
- реализация государственных программ Ростовской области;
- установление правил и порядков предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
- осуществление государственного контроля (надзора).
ВЫВОДЫ |
1. Государственная политика нацелена на всемерную поддержку субъектов МСП, создание наиболее благоприятного климата для возникновения новых и развития действующих хозяйствующих субъектов.
2. Сформированная на всех уровнях власти законодательная и нормативная база позволяет оказывать планомерно и комплексно поддержку субъектов МСП, используя программно-целевой подход.
3. Полномочиями по развитию и поддержке субъектов МСП наделены органы государственной власти федерального уровня (Минэкономразвития Российской Федерации и отраслевые министерства), регионального уровня (в Ростовской области – региональный департамент инвестиций и предпринимательства и Минсельхозпрод Ростовской области), и органы местного самоуправления (в Ростовской области – администрации городских округов и муниципальных районов).
4. Федеральная программа поддержки субъектов МСП представляет собой нормативные правовые документы, регламентирующие порядок и условия участия субъектов Российской Федерации в конкурсе на получение средств федерального бюджета для софинансирования региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП.
5. Оказывая поддержку субъектам МСП, органы государственной власти и местного самоуправления решают задачи по наполнению консолидированного бюджета, созданию рабочих мест, формированию конкурентоспособной экономики в регионе и на местах.
6. Проведение общественной экспертизы НПА и оценка регулирующего воздействия позволяют спрогнозировать последствия принимаемых решений для дальнейшего развития бизнесаи добиться наиболее совершенного документа, обеспечивающего соблюдение прав и законных интересов бизнес-сообщества.
7. Участниками общественной экспертизы и оценки регулирующего воздействия могут являться действующие предприниматели,граждане, желающие открыть собственное дело, любые граждане, неравнодушные к проблемам развития малого и среднего бизнеса.
8. Принять участие в проведении общественной экспертизы и оценки регулирующего воздействия можно, зайдя на соответствующий раздел сайта Правительства Ростовской области
http://donland.ru/Главная/Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
ТЕМА11.2. Поддержка предпринимательства в России и Ростовской области |
Цель: формирование целостного представления о поддержке субъектов МСП в Ростовской области со стороны органов власти, инфраструктуры, общественных объединений.
Задачи:
· раскрыть понятие форм и видов поддержки субъектов МСП;
· рассмотреть приоритеты и условия предоставления поддержки субъектам МСП;
· раскрыть понятие инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
· ознакомиться с отличительными признаками общественных предпринимательских объединений.
План изучения темы:
§1. Формы и виды поддержки субъектов МСП, регламентированные Законом 209-ФЗ.
§2. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
§3. Финансовая поддержка субъектов МСП в Ростовской области.
§4. Основные условия предоставления поддержки субъектам МСП.
§5. Понятие и роль общественных предпринимательских объединений.