Разбой. Понятие. Виды. Отличие от грабежа, вымогательства и бандитизма. (Статья 162)
Понятие и виды.
Разбой предполагает нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (часть 1 статьи 162).
Эта наиболее тяжкая форма хищения посягает на такой дополнительный непосредственный объект, как здоровье потерпевшего, или создает угрозу его жизни. Основной непосредственный объект — право собственности. Посягательство на личность рассматривают также как средство завладения имуществом.
Потерпевшими от разбоя могут быть собственники (владельцы), лица, ведающие имуществом или охраняющие его, либо иные лица, не причастные к преступлению.
Объективная сторона разбоя описана в статье 162 в рамках формального состава преступления и складывается из двух сопряженных друг с другом деяний, одно из которых (нападение) присуще всем случаям разбоя, а второе является альтернативным и предполагает либо насилие, опасное для жизни или здоровья, либо угрозу применения такого насилия.
Нападение при разбое есть активное и внезапное для потерпевшего агрессивное действие, создающее реальную опасность немедленного и непосредственного применения насилия над личностью подвергшегося нападению с целью завладения соответствующим имуществом.
В отличие от грабежа, являющегося открытым похищением, разбойное нападение может быть открытым или же незаметным для потерпевших (прицеливание из засады, подкрадывание к потерпевшему сзади, нападение на задремавшего сторожа и др.).
Насилие при разбое достигает такой степени, что по своему характеру или последствиям представляет опасность для жизни или здоровья. По своим последствиям таковым является насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, при этом вред средней тяжести и легкий вред здоровью охватывается признаками разбоя без квалифицирующих обстоятельств, а причинение при разбое тяжкого вреда здоровью требует квалификации содеянного по пункту „в“ части 4 этой статьи. По части 1 статьи 162 УК квалифицируется также нападение, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья. Как разбой квалифицируется также введение в организм потерпевшего против его воли или путем обмана опасных для жизни или здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ с целью приведения его таким способом в беспомощное состояние и завладения чужим имуществом. По конкретному делу о разбое, совершенном с применением газового баллончика, например, суд обратил внимание на то, что ни органы расследования, ни суд не выяснили, представляет ли опасность для жизни и здоровья человека газ в баллончике. Необходимо было назначить экспертизу вещественного доказательства — баллончика с газом и на разрешение экспертов поставить вопросы: каково воздействие отравляющего вещества раздражающего действия, содержащегося в баллончике, на организм человека; какова степень тяжести телесных повреждений, могущих возникнуть в результате применения этого газа.
Если же насилие при разбое сопровождалось убийством или в результате нанесения тяжкого вреда здоровью по неосторожности наступила смерть потерпевшего, то содеянное кроме пункта „в“ части 4 статьи 162 нуждается в квалификации по пункту „з“ части 2 статьи 105 или части 4 статьи 111.
Под „угрозой применения насилия“ в части 1 статьи 162 УК в практике и теории понимают угрозу истязанием, причинением вреда (любого) здоровью потерпевшего, а также убийством.
Угроза применения насилия может носить определенный характер, когда субъект прямо объявляет о намерении лишить потерпевшего жизни или причинить вред его здоровью, или же является неопределенной („я тебе покажу“, „хуже будет“ и т.п.). В последнем случае при оценке содержания и направленности угрозы следует учитывать все обстоятельства дела, в частности место и время разбойного нападения, число преступников, характер предметов, с помощью которых они угрожали, субъективное восприятие угрозы потерпевшим и т.д.
По конструкции состав разбоя, в отличие от составов преступлений, предусмотренных статьи 158 — 161 УК, является формальным. Разбой признается оконченным преступлением с момента нападения, сопряженного с насилием или угрозой применения насилия, независимо от того, удалось ли виновному захватить соответствующее имущество. Однако если такое завладение оказалось удачным (а так обычно и бывает), то оно, безусловно, включается в структуру объективной стороны преступления.
Субъективная сторона. Выражена в прямом умысле. Умыслом виновного субъекта охватывается способ совершаемого им преступления. Удвоение цели: к хищению прибавляется корыстная цель.
Субъектом разбоя может быть вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В части 2 статьи 162 предусматриваются квалифицирующие признаки разбоя:
— совершение его по предварительному сговору группой лиц;
— с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Договоренность о применении к потерпевшему насилия, опасного для жизни или здоровья, должна иметь место до совершения преступления. В противном случае лицо должно нести ответственность лишь за конкретные свои действия.
Например, если группа лиц по предварительному сговору имела намерение совершить грабеж (или кражу), а один из участников применил или угрожал применить насилие, опасное для жизни или здоровья потерпевшего, то его действия следует квалифицировать как разбой, а действия других лиц — соответственно как грабеж (или кражу) при условии, что они непосредственно не способствовали применению насилия либо не воспользовались им для завладения имуществом потерпевшего.
При квалификации действий виновного как разбой, совершенный с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, в соответствии с Федеральным законом от № 150-ФЗ „Об оружии“ и на основании экспертного заключения устанавливается, является ли примененный при нападение предмет оружием, предназначенным для поражения живой или иной цели. В соответствии с данным законом: оружие — предметы или устройства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели и подачи сигналов.
Такой разбой имеет место, если субъект применяет оружие в собственном смысле этого слова (огнестрельное, холодное, газовое, метательное, мускульное, пневматическое) или же иные предметы, используемые в качестве оружия. Под „другими предметами“, используемыми в качестве оружия, следует понимать предметы, которыми потерпевшему могли быть причинены телесные повреждения, опасные для жизни или здоровья (перочинный или кухонный нож, бритва, топор, ломик, дубинка, ракетница), а также предметы, предназначенные для временного поражения цели (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами), независимо от того, подготовлены ли они субъектом заранее или подобраны на месте преступления.
Если оружие имелось у виновного незаконно, то его действия подлежат дополнительной квалификации по статье 222 или 223. Однако наличия оружия или иных предметов у субъекта недостаточно для оценки его действий по части 2 статьи 162, при этом необходимо их применение как средства насилия, опасного для жизни или здоровья, либо орудия, подкрепляющего угрозу применения насилия. Под воздействием понимается и попытка нанести повреждение потерпевшему этими предметами, а также демонстрация потерпевшему или третьим лицам готовности пустить их в ход. Если виновный лишь демонстрировал оружие или угрожал заведомо негодным оружием или незаряженным оружием либо имитацией оружия (например, макетом пистолета, игрушечным кинжалом), не намереваясь использовать эти предметы для причинения телесных повреждений, опасных для жизни или здоровья, его действия (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств), с учетом конкретных обстоятельств дела, следует квалифицировать по части 1 статьи 162 УК (правда, возможна квалификация содеянного как грабеж, если потерпевший понимал, что ему угрожают негодным или незаряженным оружием или имитацией оружия).
В случае, когда умыслом виновных, совершивших разбойное нападение группой лиц по предварительному сговору, охватывалось применение оружия (или предметов, используемых в качестве оружия), все участники совершенного преступления несут ответственность как соисполнители и в том случае, когда оружие (или предметы, используемые в качестве оружия) были применены одним из них.
По рассматриваемому квалифицирующему признаку, с учетом конкретных обстоятельств дела, отвечают также лица, совершившие нападение с целью хищения чужого имущества с использованием собак или других животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека, либо с угрозой применения такого насилия.
В части 3 статьи 162 устанавливается ответственность за разбой, совершенный:
— с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;
— в крупном размере.
Содержание этих признаков совпадает с признаками рассмотренных выше форм хищения (в частности, кражи).
А в части 4 — за разбой, совершенный:
— организованной группой;
— в целях завладения имуществом в особо крупном размере;
— с причинением тяжкого вреда здоровью.
Пункт „в“ части 4 статьи 162 УК (разбой, совершенный с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего) применяется, если реально примененное насилие повлекло причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Должен быть прямой умысел на причинение тяжкого вреда. Дополнительная квалификация по статье 111 УК не требуется, за исключением наступления по неосторожности смерти потерпевшего. В таком случае содеянное виновным будет квалифицироваться по пункту „в“ части 4 статьи 162 и части 4 статьи 111 УК. Не имеет значение для квалификации, когда причинён тяжкий вред здоровью потерпевшего: в момент завладения имуществом, при его сопротивлении или после завладения в целях удержания.
Если виновный во время разбойного нападения совершит убийство, то содеянное им следует квалифицировать также по пункту „в“ части 4 статьи 162 УК и дополнительно пункту „з“ части 2 статьи 105 УК.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ „О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое“ упоминается о перерастании в разбой хищения, начатого в иной форме.
— во-первых, хищение в иной форме находилось ещё на стадии покушения, когда субъект еще не сумел изъять чужое имущество или уже произвел такое изъятие, но не приобрел реальной возможности пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению;
— во-вторых, в разбой могут перерасти все иные формы хищения, в том числе не доведенные до конца мошенничество (статья 159) и присвоение или растрата (статья 160). Такая возможность обусловливается тем, что хищение в иных формах имеет протяженность во времени, необходимую для извлечения имущества у собственника (владельца) и его обращения в собственность отдельных неуправомоченных лиц. В случаях, когда этому препятствуют граждане, преодоление их противодействия может достигаться насилием или угрозами, описанными в статье 162;
— в-третьих, действия, начатые как разбой, характеризуются актом нападения. Если же хищение начато в иной форме, то его первым этапом выступает не нападение, а иные действия, предусмотренные в статьях 158 — 161, и лишь потом эти действия видоизменяются, становясь насильственными и опасными для жизни или здоровья;
— в-четвертых, при хищении, начатом как разбой, насилие или угроза используется с целью преступного завладения чужим имуществом, а в случаях перерастания в разбой иных форм хищения указанные агрессивные действия направлены на то, чтобы завладеть похищаемыми имущественными ценностями или же удержать их сразу после завладения и получить возможность распорядиться ими по своему усмотрению.
Деяние, описанное в части 1 и 2 статьи 162, относится к категории тяжких преступлений, а в частях 3 и 4 — особо тяжких.
Отличие от грабежа, вымогательства и бандитизма.
Разбой следует отличать от грабежа, совершенного с применением насилия, по способу нарушений отношений собственности: разбой отличается от грабежа тем, что при грабеже похищение чужого имущества происходит с применением насилия либо угрозой применения насилия не опасного для жизни или здоровья, а при разбое такое насилие или угроза его применения опасны для жизни или здоровья. Признаки такого насилия рассмотрены выше. Различия имеются также и по конструкции объективной стороны: грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, имеет материальную конструкцию, то есть, преступление будет считаться оконченным с момента, когда виновный завладел имуществом и получил реальную возможность пользоваться и распоряжаться им, а разбой — формальную (усеченную) конструкцию состава преступления, то есть, преступление считается оконченным с момента применения насилия либо угрозы насилия с целью непосредственного завладения имуществом вне зависимости от преступного результата.
Разбой следует отличать от вымогательства по следующим признакам:
— по предмету преступления: предметом вымогательства могут быть имущество, право на имущество или совершение действий имущественного характера, а предметом разбоя — только имущество;
— по характеру насилия: при вымогательстве насилие проявляется в угрозе физического насилия, угрозе уничтожения, повреждения имущества или распространения сведений, а также применения физического насилия; при разбое насилие состоит в применении физического насилия или угрозе применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
— по объективной стороне: при вымогательстве насилие или угроза его применения направлены на получение имущества в будущем, в отдельных случаях вымогательство может состоять в предъявлении потерпевшему требования о немедленной передаче имущества под угрозой применения насилия в будущем.
Вопрос о разграничении разбоя и бандитизма возникает в тех случаях, когда разбой совершается двумя и более лицами с применением оружия (хотя разбой может совершаться и одним лицом, а бандитизм — это всегда объединение двух и более лиц). Важнейшим условием разграничения понятия разбоя и бандитизма состоит в уяснении признаков характеризующих банду. Банда — вооруженная группа лиц, созданная для нападений. Общими признаками с разбоем являются вооруженность и цель. При этом в составе разбоя признак вооруженности шире, чем в составе бандитизма. Банда может быть вооружена только предметами, которые относятся к оружии в соответствии с федеральным законодательством. Предварительный сговор лиц, совершивших разбой, осуществляется, как правило, незадолго до совершения преступления, в силу чего эту группу нельзя признавать сплоченной, устойчивой и высокоорганизованной.
Различные у разбоя и бандитизма как объекты преступления: непосредственный объект разбоя — отношения собственности; непосредственный объект бандитизма — отношения общественной безопасности; так и объективные стороны: разбой состоит в применении насилия либо угрозе насилия, опасного для жизни или здоровья, с целью непосредственного завладения имуществом; бандитизм — в создании банды, либо в руководстве бандой, либо в участии в банде или в нападениях, совершаемых бандой.
Разбой — это умышленное преступление, совершаемое с корыстной целью, а при бандитизме цель — это нападения на предприятия, учреждения, организации либо граждан.
Если за бандитизм уголовная ответственность наступает по общему правилу, то есть, с 16 лет, то за совершение разбоя возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет.