Экономическая сущность и понятие малого бизнеса
По выражению М. Амстердама, «Бизнес – это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию». Кроме крупного бизнеса существует и малый бизнес. Многие авторы используют термин «малый бизнес», под которым в широком смысле понимают совокупность самой активной части юридических и физических лиц, не объединенных в монополистические структуры. Тогда как в узком смысле под этим термином понимается частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, созданное с целью получения прибыли. Существует и часто используется термин «малое предпринимательство», и им достаточно часто заменяют понятие «малый бизнес», т. к. на сегодняшний день серьезного разграничения этих понятий нет, и считается, что отличие между этими терминами состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» – это юридический термин и употребляется в основном в нормативных актах, а «малый бизнес» – это экономический термин и используется в основном в увязке с экономическим развитием региона или государства.«Бизнес» и «предпринимательство» – это не тождественные понятия. И основное их отличие заключается, в том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя. Общество Употребление формулировки «бизнес», как и «малый бизнес» подразумевает также предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, не учитывая соблюдение всех норм и правил действующего законодательства конкретного государства. То есть понятие «бизнес» включает в себя любую предприниматель- скую деятельность, которая приносит прибыль. Таким образом, к бизнесу можно отнести и незаконную с точки зрения государства деятельность, поэтому термин «бизнес» неправомерно использовать при характеристике активной хозяйствен- ной деятельности законопослушных субъектов хозяйствования и ее значения для развития экономики и государства в целом. Более правильным и емким понятием является понятие «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, а также выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства. Под «малым предпринимательством» понимается не только целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, но и обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству. Поскольку термин «малое предпринимательство» более полно отражает сущность, цели и функции самого термина «предпринимательство», а также это понятие ближе по содержанию, целям и функциям к термину «малому инновационное предпринимательство», далее будем использовать термин «предпринимательство». В мировой практике существуют различные подходы к классификации «предпринимательства» и критерии отнесения его к «малому предпринимательству». К наиболее часто применяемым критериям относятся: численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия. Так называемая «комиссия Боултона» определяет три основных признака «малого предпринимательства», на основании которых следует относить предприятие к малому : - небольшой рынок сбыта, не позволяющий предприятию оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; - правовая независимость – предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес; - управление предприятием, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления. Критерии отнесения предпринимательства к малому в России определяются Федеральным Законом РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[1]. В соответствии с законом к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям : 1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. критерии отнесения предприятий к малым должны пересматриваться каждые 5 лет. Устав Международной организации экономического сотрудничества и развития использует следующие критерии отнесения предприятий к малым: предприятия с числом работников до 19 человек обозначаются – весьма малые, от 20 до 99 человек – малые, от 100 до 499 человек – средние и свыше 500 человек – крупные. В соответствии с поставленными целями, малое предпринимательство в РФ призвано решить следующие задачи: выявить факторы инновационного роста крупного, малого и среднего предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора; определить факторы, влияющие на повышение уровня и качества жизни населения; охарактеризовать возможности расширения среднего социального слоя в РФ, а также сформировать приоритетные направления инновационного[2] развития малого предпринимательства. Для решения поставленных задач необходимо определить составляющие инновационного роста; охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в РФ; обеспечить создание условий инновационному развитию предпринимательства, в том числе малого предпринимательства. Значение малого предпринимательства можно рассматривать с различных точек зрения в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Значение малого предпринимательства предлагается рассматривать с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек зрения. По мнению А.В. Виленского, отличительная черта управленческой трактовки категории «малое предпринимательство» заключается в том, что малые формы предпринимательства рассматриваются с позиции степени заинтересованности общества в функциях, которые они выполняют в экономике, а сама категория «малое предпринимательство» рассматривается в основном с экономико-право- вой точки зрения [3]. В управленческой, связанной с проблемой реализации национальных интересов, экономико-правовой трактовке субъекты малого предпринимательства – это особая группа субъектов хозяйствования, работающих под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме, к которой относятся предприятия с определенной численностью работников . Таким образом, управленческая трактовка малого предпринимательства ограничивает его развитие тем, что позволяет предпринимателям, пользующимся таким «благоприятным» режимом, создаваемым и поддерживаемым государством, «расслабиться» с точки зрения постоянного поддержания высокой конкурентоспособности самого малого предприятия и его поступательного развития. По этой же причине такое малое предприятие не сможет конкурировать на равных условиях с другими участниками рыночных отношений в случае отмены «благоприятного» режима хозяйствования. С управленческой трактовкой малого предпринимательства связано и определение его значения для экономического развития государства, для укрепления позиций государства и повышения его конкурентоспособности на мировых рынках (определение доли объемов продукции малого предпринимательства в ВВП страны или в объемах региональных внутренних продуктов, числа доли занятых в малом предпринимательстве от общего числа занятых и т.п.). Многие авторы, в том числе и А.В. Виленский, в управленческую трактовку категории «малое предпринимательство»[4] включают также социальную и экономическую составляющие. Но, если с общественной точки зрения эта группа хозяйствующих субъектов играет одну из ведущих ролей в решении определенных социальных проблем общественной жизни, то с государственной точки зрения основной целью «малого предпринимательства» является его экономическое значение, и именно поэтому государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства и в его поддержке. Решение же социальных задач, с точки зрения государства, по отношению к его экономическому значению играет важную, но не главенствующую рол. И именно эти цели толкают предпринимателя открывать и развивать свое дело на конкретной территории и в соответствующих экономических и социальных условиях. Эти конкретные условия и должны определять, чем собирается заниматься предприниматель, насколько этот продукт или услуга будут востребованы и кем, т.е. условия определяются социальной, экономической и экологической составляющей. Но их влияние на цели предпринимательства также различаются. Федеральным Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. установлены экономические критерии отнесения предпринимательства и предприятия к малому. Введение дополнительных критериев обусловлено тем, что не всякое малое предпринимательство интересно обществу и экономически выгодно государству (с позиций экономического развития). Дополнительные критерии необходимы еще и потому, что целью создания малого предприятия является, в первую очередь, не увеличение валового объема выпускаемой продукции. Малое предприятие по сравнению с крупным и средним предприятием, все равно произведет меньшее количество продукции в абсолютном выражении. Что касается небольшой численности работников, то при выделении малого предприятия из более крупного с сохранением профиля деятельности и своих работников, для государства и общества никакого развития не происходит: но- вые рабочие места не образуются, новые продукты также производиться не будут, как и не будут оказываться новые услуги. В таком случае основной целью такого выделения малого предприятия может быть только получение дополнительных льгот по налогообложению и дополнительной поддержки со стороны государства (льготного кредитования деятельности, выкуп помещений на льготных условиях и другие). В связи с этим возникла необходимость введения дополнительных критериев отнесения предпринимательства или предприятия к малому, так как основной целью создания малых предприятий является решение социальных и экологических проблем общества, из-за чего и будет увеличиваться количество малых предприятий и, как следствие, будут увеличиваться объемы выпуска продукции малыми предприятиями и увеличиваться объемы оказываемых услуг, т.е. с помощью решения социальных и экологических проблем будут решаться проблемы экономические развития региона и страны в целом. Таким образом, можно сказать, что решение социальных и экологических проблем благодаря развитию малого предпринимательства для государства и общества имеет более важное значение, чем экономическая составляющая малого предпринимательства. В связи с разразившимся мировым финансовым кризисом, переросшим в мировой экономический кризис, огромное значение имеют вопросы стимулирования развития не любого малого предпринимательства, а именно малого инновационного. Так как именно инновационное предпринимательство поможет экономике выйти из кризиса с наименьшими потерями, а может быть и с определенными уроками на будущее. Стимулируя малое предпринимательство независимо от на- правления его деятельности, мы решаем проблему занятости, несомненно очень Общество важную, но не единственную задачу, стоящую перед малым предпринимательством. Стимулируя же развитие малого инновационного предпринимательства, можно не только увеличивать занятость населения, но и остановить падение производства, а также начать поступательное развитие экономики.