Государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства. Понятие государственной поддержки предпринимательства
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
На заседании Государственного Совета Российской Федерации 7 апреля 2015 года рассматривался вопрос о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В числе вынесенных на обсуждение тем были следующие: повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что вопрос развития предпринимательства «в текущей ситуации приобретает особую экономическую, социальную и общественную значимость. Развитие малого и среднего предпринимательства – не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения её устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперёд, реализация того огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала, который, безусловно, есть у нашего народа.
Малые и средние компании в силу их мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные рыночные ниши, формировать новые точки экономического роста, способствовать эффективному повышению экономики, её эффективности, решению проблем занятости. Добавлю, что всё активнее проявляет себя частное предпринимательство и в социальной сфере.
В России в целом созданы организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая упрощённое налогообложение, систему грантов на открытие собственного дела, предоставление микрозаймов, гарантий, кредитов на льготных условиях. Расширяется доступ малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний и компаний с госучастием.
Действительно, в последние годы мы значительно улучшили деловой климат. Вместе с тем малый и средний бизнес развивается по‑прежнему медленно. Он представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента.
Для сравнения скажу, и вы многие знаете об этом, что в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов, у нас – 21 процент. Доля в общем обороте продукции услуг – всего 25 процентов. Крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал – это всего 6 процентов от их объёма по стране в целом. Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6 процентов граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела.»
Малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник. Доля таких компаний в российском валовом национальном продукте лишь 21 процент. Для сравнения: в Малайзии это 47 процентов, в Японии – 63 процента, а доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в таких странах – 50–80 процентов трудоспособного населения.
В этой связи государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса направлена на решение следующих задач:
· увеличение как минимум вдвое доли малого и среднего бизнеса – до 45–50 процентов национального продукта России;
· повышение занятости в этом сегменте до 35–40 миллионов человек.
Эти цифры должны стать критериями оценки эффективности работы Правительства России и глав регионов.
Ростовская область на протяжении многих лет стабильно входит в десятку регионов-лидеров по развитию предпринимательства. Этому способствует, в первую очередь, проводимая в области политика поддержки и развития предпринимательской инициативы населения. Созданная нормативная правовая база позволяет устанавливать благоприятный инвестиционный климат для развития бизнеса, вводить льготные режимы налогообложения, предусматривать преференции для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, реализовывать специальные программы развития малого и среднего предпринимательства, финансируемые из различных источников, в том числе из средств областного и муниципальных бюджетов.
Поддержка предпринимательства в Ростовской области осуществляется планомерно и комплексно с конца 90-х годов прошлого столетия. За это время наш регион не раз являлся пионером в предложении новых путей решения проблем бизнес-сообщества.
Постоянно проводимый мониторинг и анализ развития предпринимательства, изучение передового отечественного и зарубежного опыта, налаженный конструктивный диалог бизнеса и власти помогают оперативно реагировать на все изменения в бизнес-среде и принимать адекватные управленческие решения.
Что же такое «государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства»? Определение этому дано в п.5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: