Пути повышения прибыли и рентабельности

Причинами снижения рентабельности капитала являются:

· снижение рентабельности (прибыльности) продаж;

· уменьшение оборачиваемости капитала.

Причинами снижения рентабельности продаж могут быть:

· рост стоимости продукции;

· падение объемов продаж;

· убытки прочих видов деятельности и т.д.

Причинами снижения оборачиваемости активов могут быть:

· падение объемов продаж;

· увеличение величины активов;

· рост затратного цикла.

Для снижения величины активов необходимо уменьшить либо оборотные средства, либо постоянные активы. Это можно сделать путем:

· продажи или списания неиспользуемого или малоиспользуемого оборудования (внеоборотных активов);

· снижения запасов сырья, материалов, незавершенного производства, запасов готовой продукции;

· уменьшения дебиторской задолженности.

При управлении оборотными средствами нужно учитывать ограничение по ликвидности. Здесь необходимо находить компромисс между:

· уменьшением оборотных средств, положительно влияющих на рентабельность капитала;

· снижением общей ликвидности, способной привести к неплатежеспособности фирмы.

Основными направлениями повышения прибыли и рентабельности на предприятии являются:

· снижение издержек;

· повышение цены;

· увеличение количества реализованной продукции;

· улучшение качества продукции;

· диверсификация производства;

· расширение рынка продаж и др.

Важным фактором, который повлечет увеличение финансовых результатов, является повышение конкурентоспособности продукции предприятия. На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

· повышение технического уровня производства;

· повышение уровня квалификации персонала;

· совершенствование организации производства и труда;

· воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;

· материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

· реформирование организационной структуры предприятия;

· снижение издержек на производство и реализацию продукции;

· изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

· реализация действенной программы продвижения продукции;

· установление оптимальной продажной цены и др.

Помимо озвученных причин о необходимости принятия мер по устранению нежелательных тенденций в деятельности предприятия могут свидетельствовать следующие критерии:

· убытки, потери при осуществлении основной производственной деятельности;

· превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

· чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;

· хроническая нехватка оборотных средств;

· «перекос» в сторону заемного капитала;

· невыполнение обязательств перед инвесторами и кредиторами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов);

· высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;

· наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;

· вынужденное использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

· применение в производственном процессе устаревшего оборудования;

· потери долгосрочных контрактов, клиентов;

· неблагоприятные изменения в портфеле заказов, потеря доли рынка.

Мониторинг данных индикаторов, а также регулярный расчет и анализ тенденций изменений показателей ликвидности и рентабельности позволят избежать ряда финансовых трудностей.

Пути повышения прибыли и рентабельности - student2.ru ВЫВОДЫ

1. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолют­ную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях ры­ночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

2. В зависимости от характера доходов и расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации выделяют две основные группы доходов и расходов: от обычных видов деятельности и прочие.

3. Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

4. Постоянный поиск резервов повышения прибыли и рентабельности деятельности предприятия являются одним из условий повышения его финансовой устойчивости.

Пути повышения прибыли и рентабельности - student2.ru Практические задачи

Практическая задача 1.Выручка от реализации продукции – 1500 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции – 993 тыс. руб.; доходы от внереализационных операций – 50 руб., расходы от внереализационных операций – 74 тыс. руб.; прибыль от реализации материальных ценностей – 10 тыс. руб. Определите балансовую прибыль; уровень рентабельности реализованной продукции.

Решение

Балансовая прибыль = (Выручка от реализации продукции – Себестоимость реализованной продукции) + Прибыль от реализации материальных ценностей + (Доходы от внереализационных операций – Расходы от внереализационных операций) = (1500 – 993) + 10 + (50 –74) = 493 руб.

Уровень рентабельности реализованной продукции = (Выручка от реализации продукции– Себестоимость реализованной продукции) / Себестоимость реализованной продукции =507/993 = 51,1 %

Практическая задача 2.Основная продукция предприятия в расчетном году составит
52 000 тыс. руб., услуги промышленного характера – 4 800 тыс. руб. Стоимость полуфабрикатов – 5 400 тыс. руб., 50 % этой суммы будет использовано для собственного производства. Объем незавершенного производства на конец расчетного года увеличится на 3 900 тыс. руб. Остатки готовой продукции на складе предприятия ожидаются на начало расчетного периода в размере 8 200 тыс. руб., на конец того же периода – 3 700 тыс. руб.

Определить ожидаемый объем товарной, валовой, реализованной и чистой продукции, если стоимость материальных затрат и сумма амортизационных отчислений составят приблизительно 55 % от товарного выпуска предприятия.

Решение

Объем товарной продукции = 52 000 + 4 800 + 0,5*5 400 = 59 500 тыс. руб.

Объем валовой продукции = 59 500 + 0,5*5 400 + 3 900 = 66 100 тыс. руб.

Объем реализованной продукции = 59 500 + (8 200 – 3 700) = 64 000 тыс. руб.

Объем чистой продукции = 0,45*59 500 = 26 775 тыс. руб.

Практическая задача 3.При создании предприятия его владелец вложил сумму 200 тыс. руб. Процесс производства осуществляется в здании, которое до организации предприятия он сдавал в аренду. Арендная плата составляла 50 тыс. руб./год. До организации предприятия его учредитель был наемным менеджером с годовой заработной платой 100 тыс. руб.

Деятельность созданного предприятия характеризуется следующими показателями:

Таблица 1. Показатели деятельности предприятия

Показатели Значение
Объем производства, ед. 10 000
Цена (без НДС), руб./ед. 1 000
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
Средние остатки оборотных средств, тыс. руб.
Затраты, тыс. руб.: материальные по оплате труда наемных работников сумма начисленной амортизации прочие 250 150 160 140
Доходы от реализации излишнего имущества, тыс. руб.
Проценты, уплаченные за кредит, тыс. руб.
Налоги, уплачиваемые из прибыли, %
Ставка по срочным депозитам, %

Рассчитайте: прибыль от реализации продукции, прибыль валовую (до налогообложения), чистую прибыль; рентабельность предприятия (производства); рентабельность продукции. Обоснуйте ответ на вопрос о целесообразности создания собственного предприятия (вычислите экономическую прибыль).

Решение

Рассчитаем прибыль от реализации продукции:

Пр = 1 000 х 10 000 – (250 000 + 150 000 + 160 000 + 140 000) =

= 300 000 тыс. руб.

Определим прибыль валовую:

Пвал = 300 + 50 – 10 = 340 тыс. руб.

Рассчитаем прибыль чистую:

Пч = 340 – 340 х 0,24 = 258,4 тыс. руб.

Рентабельность предприятия составит

Ро = 300 / (600 + 200) х 100 = 37,5 %.

Рентабельность продукции

Рп = 300 / 700 х 100 = 43 %.

Прибыль экономическая рассчитывается как прибыль бухгалтерская за вычетом внутренних издержек, а именно: процентов по срочному депозиту, которые можно было бы получать на вложенные средства; арендной платы; неполученной заработной платы владельца предприятия.

Таким образом, экономическая прибыль составит

258,4 – 200 х 0,18 – 50 – 100 = 72,4 тыс. руб.

Практическая задача 4.Пекарь Иванов организует кондитерский цех. Он арендует помещение за 10 тыс. ден. ед. в год, приглашает кондитера, заработная плата которого составляет 24 тыс. ден. ед. в год, и покупает сырья на 40 тыс. ден. ед. в год. Производственное оборудование, находящееся в собственности Иванова, оценивается в 80 тыс. ден. ед. Эта сумма могли бы приносить ему годовой доход 8 тыс. ден. ед. Годовая амортизация оборудования составляет 10 тыс. ден. ед.

До этого Иванов, работая на хлебозаводе, получал заработную плату 30 тыс. ден. ед. в год. Иванов знает, что у него есть предпринимательские способности, и оценивает их в 6 тыс. ден. ед.

В первый год работы цеха выручка достигла 144 тыс. ден. ед.

Вычислите бухгалтерскую и экономическую прибыль кондитерского цеха.

Решение:

Для определения бухгалтерской и экономической прибыли необходимо рассчитать размеры явных (очевидных, проходящих через учет) и внутренних (неявных) издержек.

Внешние издержки Иванова складываются из следующих затрат: аренда цеха + заработная плата кондитеру + сырье + амортизация и составляют 84 тыс. ден. ед. (10+24+40+10). Эти издержки проходят через бухгалтерский учет и могут еще называться бухгалтерскими издержками (издержки, связанные с операциями по покупке тех или иных ресурсов).

К внутренним относятся издержки, которые несет предприниматель, используя свои ресурсы, оплата которых нигде не фиксируется, но оценивается той величиной стоимости, которую он мог получить, если бы предоставил их в распоряжение другим предпринимателям. Внутренние издержки Иванова складываются из следующих затрат: его заработная плата + оплата его предпринимательских способностей + оплата упущенных возможностей использования истраченных денег и составляют 44 тыс. ден. ед. (30+6+8).

Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между валовым доходом и внешними издержками. Она составит 60 тыс. ден. ед. (144–84).

Экономическая прибыль, определяемая как разность между валовым доходом и суммой внешних и внутренних издержек или 16 тыс. ден. ед. (144-(84+44).

Практическая задача 5.Выполнить диагностику производственно-хозяйственной деятельности предприятия после внедрения системы маркетинга и логистики.

Расходы на создание этой системы составили 1200 тыс. ден. ед. Благодаря этому рынок продаж предприятия увеличился на 18%. Базовый уровень продаж составил 45 млн ден. ед. Себестоимость реализованной продукции – 39 млн ден. ед. За счет увеличения объемов продажи себестоимость единицы продукции снизилась на 3,5%.

Обосновать целесообразность внедрения системы маркетинга и логистики на предприятии.

Решение:

1. Рассчитываем базовый уровень прибыли, для этого из выручки вынимаем себестоимость реализованной продукции:

Пб=45000–39000=6000 тыс. ден. ед.

2. Базовая рентабельность продаж равна:

Рб=Пб×100/РПб=6000×100/45000=13,3%.

3. Рынок продаж, а, следовательно, и выручка, после внедрения системы маркетинга и логистики вырастет на 18%. Выручка при этом составит:

РПп=45000×1,18=53100 тыс. ден. ед.

4. За счет увеличения объемов продажи себестоимость единицы продукции снизилась на 3,5%. С учетом 18%-ного роста объема производства себестоимость составит:

Сп=39000×1,18×(1–3,5/100)=44409,3 тыс. ден. ед.

5. Себестоимость с учетом затрат на систему маркетинга и логистики составит:

Сп*=44409,3+1200=45609,3 тыс. ден. ед.

6. Проектная прибыль составляет:

Пп=53100–45609,3=7490,7 тыс. ден. ед.

7. Рентабельность продаж при этом составит:

Рп=7490,7×100/53100=14,1%.

Таким образом, рентабельность после внедрения системы маркетинга и логистики увеличивается с 13,3 до 14,1%. Следовательно, внедрение данной системы является целесообразным.

Практическая задача 6.Выполнить финансовую диагностику предприятия «Альфа» с целью обоснования целесообразности внедрения системы управления финансами.

На создание системы управления финансами израсходовано 1650 тыс. ден. ед. Норма амортизации – 25%. Благодаря системе контроля за финансовыми потоками себестоимость продукции снизилась на 1,2%. Базовый уровень себестоимости продукции составляет 2560 ден. ед./т. Базовый уровень производства продукции – 45 тыс. т. Производство продукции по проекту – 52 тыс. т. Цена 1 т продукции составляет 2816 ден. ед.

Целесообразность внедрения системы управления финансами обосновать с помощью следующих показателей:

· дополнительная прибыль;

· дополнительный денежный поток;

· срок окупаемости затрат.

Решение:

1. Базовый уровень себестоимости продукции равен 2560 ден. ед./т. В результате внедрения системы управления финансами себестоимость снизится на 1,2% и составит:

Сед=2560×(1–1,2/100)=2529,28 ден. ед./т.

2. Если цена 1 т продукции составляет 2816 ден. ед., а себестоимость 2560 ден. ед., то прибыль с 1 т продукции равна 256 ден. ед. (2816–2560). Объем производства – 45000 т. Следовательно, базовая прибыль равна:

Пб=45000×(2816–2560)=11520000 ден. ед.

3. С учетом роста объема производства до 52000 т и снижения себестоимости до 2529,28 ден. ед./т проектная прибыль составляет:

Пп=52000×(2816–2529,28)=14909440 ден. ед.

4. Сравнивая базовую и проектную прибыль определяем дополнительную прибыль:

ΔП=Пп-Пб=14909440–11520000=3389440 ден. ед.

5. Стоимость системы управления финансами составляет 1650 тыс. ден. ед., норма амортизации – 25%. Следовательно, годовая сумма амортизации равна:

Аг=1650000×0,25=412500 ден. ед.

6. Дополнительный денежный поток складывается из дополнительной прибыли и годовой суммы амортизации:

ΔДП=ΔП+Аг=3389440+412500=3801940 ден. ед.

7. Прибыль за 1-й год составляет 3389440 ден. ед. Следовательно, затраты на систему управления финансами в сумме 1650000 ден. ед. окупятся за 0,5 года (1650000/3389440).

Практическая задача 7.Выполнить финансовую диагностику предприятия. Провести диагностику рентабельности деятельности предприятия и причин, которые привели к изменению рентабельности за данными таблицы:

Таблица 2. Показатели деятельности предприятия

Показатели Значения
Выручка от реализации продукции, тыс. ден. ед.
Переменные затраты, тыс. ден. ед.
Постоянные затраты, тыс. ден. ед.
Собственный капитал, тыс. ден. ед.
Долгосрочные кредиты, тыс. ден. ед.
Краткосрочные кредиты, тыс. ден. ед.
Средняя расчетная ставка процента, %
Ставка налогообложения, %

Решение:

Рассчитываем прибыль до налогообложения. Для этого из выручки от реализации продукции вычитаем сумму постоянных и переменных затрат:

П=В-(Зпост+Зпер)=20000-(13000+3000)=4000 тыс. ден. ед.

Сумма заемного капитала складывается из сумм долгосрочных и краткосрочных кредитов:

ЗК=ДК+КК=2000+2000=4000 тыс. ден. ед.

Сумма всего капитала предприятия складывается из суммы собственного и заемного капитала:

К=СК+ЗК=16000+4000=20000 тыс. ден. ед.

Рентабельность собственного капитала – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме собственного капитала, выраженное в процентах:

Рск=П×100/СК=4000×100/16000=25%.

Рентабельность совокупного капитала (активов) – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой сумме всего капитала (активов), выраженное в процентах:

Ра=П×100/К=4000×100/20000=20%.

В нашем случае предприятие работает прибыльно, но потенциал роста рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемного капитала используется недостаточно.

САМОПРОВЕРКА

Пути повышения прибыли и рентабельности - student2.ru Пути повышения прибыли и рентабельности - student2.ru

1. Рентабельность характеризует:

А. степень доходности;

Б. общую массу прибыли, получаемую предприятием;

В. уровень затрат на изготовление продукции.

2. Рентабельность продаж всей продукции (работ, услуг) зависит от:

А. структуры реализованной продукции (работ, услуг);

Б. рентабельность продаж отдельных изделий;

В. обоих факторов.

3. Что не характеризует рентабельность капитала:

А. рентабельность активов;

Б. рентабельность продаж;

В. рентабельность собственного капитала.

4. Прибыль в распоряжение предприятия используется:

А. для выплаты налогов в бюджет;

Б. для возмещения затрат на производство;

В. для формирования фондов накопления, потребления, резервного, социального назначения и акционирования.

5. Прибыль каждого из двух предприятий составила за год 10 млн руб. Какое из утверждений является верным:

А. эффективность производства на этих предприятиях одинакова;

Б. предприятия одинаково рентабельны;

В. этот показатель ни о чем не говорит, нужны дополнительные сведения.

6. В нижеперечисленном выделите факторы внешней среды, воздействующие на величину и динамику прибыли:

А. организация производства и труда;

Б. уровень цен на реализованную продукцию;

В. налоговая система.

7. Что характеризует рентабельность капитала:

А. рентабельность активов;

Б. рентабельность продаж;

В. рентабельность собственного капитала.

8. Чистая прибыль предприятия отражает стадию:

А. формирования;

Б. распределения;

В. использования прибыли.

9. Под понятием «прибыль от реализации продукции» подразумеваются:

А. выручка, полученная от реализации продукции;

Б. денежное выражение стоимости товаров;

В. разность между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении и ее себестоимостью;

Г. чистый доход предприятия;

Д. затраты на производство реализованной продукции.

10. Показатели ликвидности отражают:

А. степень платежеспособности предприятия;

Б. финансовую устойчивость предприятия;

В. рентабельность собственного капитала.

Ключи к тесту: 1) А; 2) В; 3) Г; 4) В; 5) В; 6) В; 7) А, В, 8) Г; 9) В; 10) А.

Пути повышения прибыли и рентабельности - student2.ru ТЕМА 6.5. Организация финансов малого предприятия  

Цель: определить основные аспекты постановки финансового менеджмента на малом предприятии.

Задачи:

· определение источников формирования ресурсов малого предприятия;

· раскрыть особенности реализации функций финансового менеджмента на малом предприятии.

План изучения темы:

§1. Источники формирования ресурсов малого предприятия на разных этапах его существования.

§2. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях.

Наши рекомендации