Мотивационный механизм и его структура
Рис. 1 Диалектика мотивации
Внутренние побуждения, такие как интересы, желания и т.д. формируют систему потребностей человека. Все множество потребностей, так или иначе, ранжировано по текущей или планируемой приоритетности и оно индивидуально и, как показывают многочисленные теории мотивации, может быть многогранным. С точки зрения управления наиболее насущные и приоритетные составляют основу «мотивационного состояния работника». Стремясь удовлетворить наиболее желанные потребности, человек ищет варианты их реализации (пути достижения), пребывает в состоянии оценки альтернатив и своих возможностей. Таким образом, мотивационное состояние определяется осознанной потребностью, то есть непосредственно самим устойчивым желанием иметь некое благо (материальное или нематериальное) и уверенностью в возможности его получить.
Например, некий студент мечтает о хорошей спортивной машине, но это состояние нельзя назвать мотивационным. Все больше об этом задумываясь, он обдумывает варианты его получения. Возможно, мелькали следующие варианты – устроиться на работу и оформить кредит, просить о помощи родителей, продать что-то существенное, если таковое есть. Определив наиболее вероятный вариант удовлетворения потребности, студент задается вопросом, что для этого нужно сделать. В итоге студент имеет осознанную потребность и пребывает в мотивационном состоянии, то есть в состоянии готовом приступить к конкретным действиям.
Проиллюстрированный пример является весьма примитивным, но он отражает последовательность созревания мотивационного поведения человека.
Представим другую ситуацию: пусть мотивирующая сила способствовала формированию из этого студента профессионального специалиста, у него есть семья, его спортивная машина, ежегодный отдых. Рано или поздно дальнейшим этапом возникнет потребность в собственном жилье. Цепочка «варианты удовлетворения потребности», несомненно, станет длиннее. Вот возможный вариант развития сценария:
Стабильные выплаты усиливают потребности в безопасности. Теперь он более осознанно будет подходить к смене работы, в отношениях с коллегами, клиентами, партнерами и руководством. Оплачивая ежемесячно кредит, он ущемляет себя и свою семью по другим статьям расхода. Ограниченные, но удовлетворяемые раннее потребности, такие как регулярный отдых на море, обновление гардероба и др. вновь приобретают актуальность, что приводит к формированию новых производных (вторичных) потребностей. Например, желание заработать больше и иметь возможность планировать может породить факторы ожидания и справедливости, доверия к взаимосвязи «усилия - результат». В итоге осознавая, что большее вознаграждение наиболее вероятно у высококвалифицированного специалиста или руководителя подразделения, могут возникнуть далеко идущие планы по расширению и углублению знаний. В свою очередь актуализируются такие потребности как самообразование, повышение квалификации, карьерный рост и т.д. Таким образом, в более сложной иллюстрации мотивационное поведение может быть обусловлено целым рядом последовательных и иерархически организованных осознанных потребностей.
В каждый момент оценки внутренних (профессиональных и психофизиологических) и внешних (стимулы и инструменты организации) факторов индивид будет искать выход для решения собственных задач. В нашем примере, бывший студент, будучи сформированным высококвалифицированным специалистом, будет устремлен к более высоким потребностям – самореализации и самоактуализации. Как гласят теории мотивации, если организация способна содействовать его устремлениям, то мотивация будет высокой.
Мотивационный механизм
Совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий. | |
Комплекс средств, формирующих закономерности трудового поведения и стимулирующие повышение эффективности и продуктивности труда. | |
Комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики | Шапира |
Само понятие механизма предполагает цикличность функционирования. Поэтому она представляется в виде последовательности функциональных этапов замкнутого процесса (рис. ).
Рис. 2 - Механизм мотивации трудовой деятельности.
Функциональные этапы: