Проблемы развития предпринимательства в России
Как показал анализ предыдущих разделов работы, одной из актуальных проблем является развитие малого бизнеса. Бизнес осуществляется различными организациями, который, как правило, бывает направлен на извлечение природных благ или на осуществления обмена своих услуг на другие товары или деньги, т.е. осуществляется обмен на взаимовыгодных условиях между заинтересованными организациями. Бизнес оказывает большое влияние на развитие экономики Российской Федерации, потому следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка.
В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business», где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла 39 место, поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года [18].
Сфера малого бизнеса является важнейшим резервом роста национальной экономики, но не обходится без проблем, препятствующих его развитию. Прежде всего - это не эффективная законодательная база, отсутствие средств, налоговая нагрузка. Сфера малого бизнеса важна не только для экономики государства, но и для всех граждан страны, ибо малый бизнес влияет на важные сферы нашей деятельности – экономическую, социальную, научно-техническую и прочее. В связи с этим следует отметить, что правительству выгодно процветание малого бизнеса, и оно должно приложить усилия для его развития, оказывать определенную поддержку и рассматривать новые предложения по улучшению малого бизнеса в России.
Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь - это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:
- слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
- ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
- нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
- плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
- малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.
Социально-экономические проблемы влияют на становления малого предпринимательства в России необходимо решить комплекс задач, вовлечение незанятого населения, переориентация налоговой политики, кредитной политики, – направить на развитие производство, переход к закрепленному инновационному экономическому развитию.
История многих стран, говорит о том, что государство никуда без крупного, среднего и малого бизнеса. Взаимодействие микро-компаний с макро, дает быстрый поток круговорота от расходов к прибыли. За счет налоговых выплат, государство возмещает выплаты пенсионерам, многодетным семьям, малоимущим, оплаты заработных плат государственным служащим. Это еще не весь предел развития малого бизнеса, если государство будет создавать благоприятные условия, оказывать правительственную поддержку, ВВП Российской Федерации заметно возрастет [2].
Не нужно забывать, что в развитых странах, за счет малого бизнеса до 70% безработные нашли свои трудовые места, тем самым вносят наибольший вклад в ВВП. С помощью конкуренции малые предприятия двигают инновационную сферу. Предприниматели малого бизнеса, заполняют наши рынки, удовлетворяют потребности в услугах и товарах, не требуются крупные инвестиции, действие антимонопольной политики, простые в управлении. Предпринимателям, так же проще реагировать на спрос покупателей, автоматизировать продукцию.
В процессе работы малого бизнеса, можно отметить такие проблемы:
1) высокая зависимость от внешней среды, факторы которые влияют на развитие – общие, территориальные, частные;
2) организационные, юридическое оформлением, регистрацией, открытием счетов в банках;
3) нехватка помещений для производственной сферы, для оборудования; квалификация персонала;
4) затруднение в легализации капитала для регистрации предприятия; установление связей с поставщиками.
Стоит отметить также недостатки налоговой политики, которая создает большие непорядки в сфере бизнеса. Нужно больше доступности и поддержки со стороны государства для поддержки малого и среднего бизнеса. В.В.Путин, обратился к Государственной Думе, с просьбой рассмотреть в пользу малого бизнеса, приостановку оплаты налогов сроком на год. Возможно, Государственная Дума примет положительную сторону в пользу малого бизнеса [14].
Проведем анализ особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами и по отношению к среднему и крупному бизнесу:
Низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах входе формирования инновационной экономики большую роль играет малый бизнес, в России же напротив малым бизнесом является торговля и коммерция, а на инновационное производство приходится лишь 6%. Важнейшей задачей правительства РФ заключается в том, чтобы развить предприятия, основанные на инновационном производстве.
Низкая легитимность малого бизнеса.Для малого бизнеса в России является характерным легитимность бизнеса. Это связно с тем, что большинства предприятий функционируют в сфере теневой экономики. Теневая экономика представляет собой «серые схемы», которые действуют для занижения прибыли, за счет чего уменьшают свои налоги, что приводит к снижению доходов бюджета страны. На данное время, учитывая то, что налоги существенно снизились, малые предпринимательства могут выйти из тени, но опасаются конкуренции. Мы считаем, что эта проблема должна решаться на государственном уровне.
Нехватка финансирования. Данная проблема появилась из-за малой величины индивидуального капитала, которая приводит к нехватке финансирования. Весь стартовый капитал предприятий уходит в оборот и редко случается так, что производственный цикл совпадает с временем обращения капитала. В итоге приходится брать кредит для малого бизнеса, хоть процентные ставки на его услуги значительно выше, чем по сравнению со средним и крупным бизнесом. В большинстве случаев предприятия становятся банкротами.
Неустойчивость малого бизнеса. По статистике, каждый четвертый малый бизнес в России закрывается от того, что становятся банкротами или просто сворачивают свою деятельность.
Малый бизнес способствуетнаилучшему удовлетворению потребительского спроса, развивает страныльный рынок, обеспечивает рабочие места, развивает экономику страны, способствует инновационному развитию страны и прочее.
Таким образом, малый бизнес является ключом достижения тех высот, которых добились экономически развитые страны и нашему правительству стоит акцентировать на нем свое внимание, ибо именно посредством государственной поддержки возможно развитие малого бизнеса в Российской Федерации.