Состояние предпринимательства на современном этапе
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики – кризисные явления, безработицу, конъектурные колебания. В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций значительно усилилась проблема увеличения эффективности государственных инструментов поддержки. На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики.
Как отмечает президент России Путин В.В.: «От уверенного развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест. И, конечно, укрепление промышленного и аграрного потенциала российских регионов, повышение уровня и качества жизни людей» [14].
Однако доля малого и среднего бизнеса в ВВП России является небольшой – около 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае – более 60%. Правительство РФ считает помощь малому и среднему бизнесу одним из основополагающих направлений для развитии экономики в целом. Ввиду этого оно поставило задачу оказывать значительную поддержку для данного малого и среднего бизнеса, доля которого должна оставить 60-70% в экономике страны к 2020 году [9].
Численность малых предприятий проанализируем на рисунке 3
Рисунок 3 – Динамика малых предприятий России с 2011 – 2015 гг.[9]
Как видно в выше представленной таблице, в течение 2011-2015гг. по количеству предприятий сектор малого бизнеса демонстрировал положительную динамику малых предприятий (рис. 1). Так, количество малых предприятий за 5 лет выросло на 28% – с 1644,3 тыс. в 2011 году до 2103,8 тыс. в 2015 году. Но несмотря на это доля малого бизнеса по сравнению с другими странами продолжает составлять самый маленький процент [9].
Что касается государственной поддержки малого предпринимательства, то в настоящий момент она ставит перед собой основную цель это понижение рисков малого бизнеса. В виду этого государство работает сейчас по следующим важнейшим направлениям:
– финансовая поддержка (данное направление в первую очередь разрабатывает государственные программы, которые обеспечивают льготное кредитование малых предприятий, а также субсидии, налоговые и амортизационные льготы и другие.);
– материально-техническая поддержка (данное форма государственной поддержки реализует разнообразные формы предоставления оборудования и технологий в аренду малого бизнеса.);
– информационная и консультативная поддержка (данное направление обеспечивает малый бизнес доступом к различным базам данных, техническим библиотекам, а также оказывает консультативные и правовые услуг, наиболее часто по проблемам создания, управления, налогообложения и другие);
– создание рыночной инфраструктуры (данное направление реализует разнообразные локальные ярмарки, рынки оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и другие).
Рассмотрим данные, которые предоставлены Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года и на основе этих данных составим таблицу (табл.1).
Таблица 1. - Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2016
Налоговый режим | Начислено, млрд. руб. | Удельный вес, % |
УСН | ||
ЕНВД | ||
УСХН | 1,2 | |
Патентная система налогооблажения | 0,8 | |
Система налогооблажения при выполнении соглашений о разделе продукции | ||
Итого |
Примечание: источник [9].
Как видно исходя из данных таблицы, что наибольшую значимость для бюджета страны составляют поступления от упрощенной системы налогообложения –57%, а это больше половины всех налоговых поступлений, которые приходятся собственно на нее от применения всех специальных налоговых режимов.
УСХН и патентная система являются самыми непопулярными и непривлекательными для субъектов малого и среднего предпринимательства. Невостребованность данных налоговых режимов можно объяснить незначительной помощью и субсидирование со стороны государства, а также недоработками и пробелами в законодательстве. Патентная система налогообложения регулирует только отдельные виды деятельности.
Если индивидуальный предприниматель собирается вести два направления бизнеса, то ему придется получать два патента и за каждый патент он должен будет заплатить.
Существенным недостатком патентной системы налогообложения является невозможность снижения стоимости патента на суммы страховых взносов на обязательное страхование. То есть взносы с выплат в пользу работников не формируют вычет, как в других системах налогообложения. Что касается единого сельскохозяйственного налога, то для того, чтобы применить данный налоговый режим, выручка от производства и реализации сельскохозяйственной продукции должна составить не менее 70% всех доходов от продаж – это является проблемой для большинства предпринимателей. В настоящее время назрела необходимость поддержки таких предпринимателей путем снижения для них вышеуказанного семидесятипроцентного критерия применения ЕСХН.
Налоговому регулированию принадлежит особая роль в сферах малого предпринимательства как важнейших секторах рыночной экономики любой страны. Многие организации малого бизнеса в России не имеют право использовать упрощённую систему налогообложения. Налогоплательщики, которые не могут принять упрощенную систему налогообложения, приведены в статье 346.12 Налогового кодекса и данный список значительно большой [17].
Правительство Российской Федерации считает, что для того, чтобы экономика в целом начала развиваться, необходимо оказывать помощь малому и среднему бизнесу. Поэтому в ежегодных «Основных направлениях налоговой политики» ставятся задачи об оказании значительной поддержки для малого и среднего бизнеса, доля которого по ожидаемым прогнозам должна составить 60-70% в экономике страны к 2020 году. Государством уже приняты меры для развития малого и среднего бизнеса. Эти меры направлены на снижение страховых тарифов, уменьшение числа проверок малого и среднего бизнеса со стороны государства, возможность для субъектов использовать государственные закупки, упрощение и модернизацию этапов регистрации нового бизнеса.
Так, распоряжением Правительства от 07.03.2013 No317-Р утвержден план мероприятий «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в рамках которой с 2013 г. ФНС России введена услуга «Интерактивная регистрация индивидуальных предпринимателей», с 2014 г. актуальная и для юридических лиц [4].
Также разработан законопроект в целях поддержки малого и среденего бизнеса «О внесении в статью 346 и главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации» от 12.12.2014. Он предполагает наделение субъектов Федерации правом предоставления индивидуальным предпринимателям «налоговых каникул», смысл которых заключается в освобождении последних от уплаты налогов в течение двух лет после государственной регистрации. Таким образом, для создания условий долгосрочного и эффективного развития малого и среднего бизнеса необходима налоговая поддержка со стороны Правительства Российской Федерации.